Рекомендации родителям

Составила: старший воспитатель Корепанова И.А.

22 - 26 октября. Тема недели: Середина осени.

Родителям рекомендуется:

Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь, пролетают первые снежинки, тонкий лед на лужах).

Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений. Перечислить как можно больше признаков осени.

Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков.

Рассказать о том, как звери и птицы готовятся к зиме.

Рассказать о труде колхозников на полях осенью.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение "Правильно - неправильно" (на развитие понимания причинно-следственных связей)

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

 

Пересказ с опорой на вопросы. «Осень».

Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Вопросы.

- Как светит солнце?

- Какие стали дни, а какие ночи?

- Что происходит с листьями?

- Что делают люди осенью в садах и на огородах?

- Куда улетают перелетные птицы?

15 - 19 октября. Тема недели: Хлеб.

Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку, какое значение имеет хлеб для людей, как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб.

Сформировать обобщающее понятие злаки: овес, пшеница, рожь.

В булочной обратить внимание, какие продаются хлебобулочные изделия.

Обратить внимание ребенка при покупке хлеба на его вкус, запах. Рассказать, из чего пекут хлеб.

Рассмотреть зерно (по возможности), муку.

С детьми 5-7 лет поговорить о труде колхозников, выращивающих хлеб.

Объяснить ребенку значение слов: выращивать, пахать, молотить, сеять, косить, убирать, жать, молоть, печь.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Подбери признак» ( согласование существительных с прилагательными).

Хлеб (какой?) – свежий, вкусный, душистый, мягкий, ароматный, белый, ржаной и т.д.  Булка (какая?) - ...

 

Детей 5-7 лет упражнять в подборе однокоренных слов.

Подобрать слова, похожие на слово хлеб (хлебушко, хлебница, хлебный, хлебороб и др.). Можно использовать наводящие вопросы: как назвать хлеб ласково? Как называется посуда, в которой хранится хлеб? и т.п.

 

Упражнение в падежном согласовании «Вставь вместо паузы слово хлеб».

Я знаю пословицу о ... .Мама купила пшеничный... .Дети едят суп с... .Ваня пошел в магазин за... .Я не люблю, есть суп без... .У меня дома нет...

 

Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука? — Из зерна.

Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Кто ее посеял? — Колхозники.

 

Упражнение «Назови форму» - на какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?

Хлеб, батон, каравай, пирог  и др. (овал, прямоугольник, круг).

8 - 12 октября. Тема недели: Грибы. Деревья, цветы сада и леса.

Родителям рекомендуется:

Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, клен, рябину, дуб, сосну, ель. Рассказать, что одним словом это все называется деревья.

Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья.

Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (рябина, дуб, клен, сосна).

Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.

Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.

Рассказать, что сосна и ель - хвойные деревья. Объяснить, почему они называются хвойными.

Дать понятие кустарник. Рассказать, чем кустарник отличается от дерева (дерево высокое, а куст низкий; у дерева один толстый ствол, а у куста много тонких).

По возможности сходить с ребенком в лес за грибами.  Уточнить, какие съедобные грибы он знает (боровик или белый, лисички, опята, подберезовики, подосиновики, сыроежки). Уточнить знание несъедобных грибов (поганка, мухомор). Поиграть в игру «Съедобный – несъедобный». Сформировать обобщающее понятие "грибы".

Рассмотреть с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки.

 

 Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение "Назови ласково"

Береза - березка, березонька, березушка.

Дуб - дубок, дубочек и т. д.

 

Упражнение "Один - много"

Одна береза - много берез. Один дуб - много дубов. И т. д.

 

Упражнение "С какого дерева лист, веточка?"

Лист березы - березовый. Лист рябины - рябиновый. Ветка дуба - дубовая. И т. д.

 

Упражнять "Скажи наоборот" (на подбор антонимов)

У сосны иглы длинные, а у ели - ...

У клена листья большие, а у березы - ...

У березы ствол светлый, а у клена - ...

У дуба ствол толстый, а у березы - ...

 

Упражнения «Четвертый лишний» (на развитие логического мышления)

Береза, клен, тополь, колокольчик.

Ель, дуб, осина, тополь.

 

Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут …, если посолить, мариновать, тушить и т. д.

1 - 5 октября. Тема недели: Золотая осень.

Родителям рекомендуется:

Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью.

Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

Разобрать значение слова  листопад. От каких двух слов образовано?

Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение "Подбирай, называй, запоминай"

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) - ...

Ветер осенью (какой?) - ...

Дождь осенью (какой?) - ...

Листья осенью (какие?) - ...

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) - ...

Осенью солнце (что делает?) - ...

Осенью птицы (что делаю?) - ...

 

Упражнение "Назови ласково"

Туча - тучка. Солнце - ... Дождь - ... Ветер - ...

 

Упражнение "Ответь на вопросы" (образовании прилагательных от существительных)

День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? - ...

Дождик, который идет осенью, какой? - ...

Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...

Погода, которая бывает осенью, какая? - ...

 

Упражнение "Найди ошибки" (на развитие слухового внимания)

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

- Набухают почки, распускаются листья.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Дикие животные не делают запасы корма.

 

Упражнение "Скажи наоборот"

Летом солнце яркое, а осенью ...

Летом небо светлое, а осенью ...

Летом день длинный, а осенью ...

Летом тучи ходят высоко, а осенью ...

Летом люди растят урожай, а осенью...

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

24 - 28 сентября. Тема недели: Урожай. Овощи.

 

Родителям рекомендуется:

Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.

Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

Расспросить ребенка, где растут овощи.

Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

Рассказать ребенку о труде колхозников осенью по сборке урожая овощей. 

 

Упражнения на развитие речи: 

 

Упражнение «Назови цвет, форму»

Помидор (какой?) – красный, круглый; морковь (какая?) - ...; огурец (какой?) - ...; и т.д. 

 

Упражнение «Назови ласково» 

Помидор – помидорчик, репа – репка, морковь - …, огурец - …, и т.д. 

 

Упражнение «Какой сок? Какой салат?»

Сок из огурца – огуречный, салат из капусты - …, сок из моркови - …, и т.д. 

 

Упражнение «Какие овощи?» 

Если вощи сварить, то они будут какие? - Вареные. А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - Жаренные. Если овощи потушить, то они будут ... Если морковь парить, то морковь будет ... Если огурцы посолить, то они будут ... Если помидоры мариновать, то они станут ... Если капусту квасить, то капуста будет ... 

 

Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

Предложите ребенку узнать овощи на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами. 

 

Игра «Варим борщ и компот». Взрослый называет различные овощи, фрукты и ягоды, а ребенок говорит, куда их можно положить – в борщ или компот. (морковь – в борщ, вишню - в компот и т. д.) 

 

«Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; слива растет на кусте; черника растет в огороде.

17- 21 сентября. Тема недели: Урожай. Фрукты, ягоды.

Родителям рекомендуется:

Рассмотреть с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объяснить, что это все можно назвать одним словом "фрукты". По возможности показать и рассказать, где растут фрукты (в саду, на дереве).

Рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». По возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одной).

Обратить внимание на характерные признаки фруктов и ягод: вкус, цвет, форма, запах.

Рассказать, что можно приготовить из фруктов, из ягод.

Посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие фрукты и ягоды там продают.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение "Назови цвет, форму"

Слива (какая?) - синяя, овальная. Лимон (какой?) - ... Абрикос (какой?) - ... и т.д.

 

Упражнение "Назови ласково"

Слива – сливка, абрикос – абрикосик  и т.д.

 

Упражнение "Один-много"

Один апельсин - много апельсинов. Одна груша - много груш. И т.д.

 

Упражнение «Назови сок, варенье

Сок из яблока - яблочный; варенье из груши - ...; сок из апельсина - ..., варенье из вишни - ....

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Лимон, вишня, банан, персик.

Малина, клубника, ананас, черника.

 

Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху" на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

 

Упражнение «Сравни»

Составить сложносочиненные предложения с союзом апо образцу:Лимон кислый, а яблоко сладкое. Лимон овальный, а яблоко круглое. Лимон желтый, а яблоко зеленое. Слива синяя, а яблоко - зеленное. Лимон кислый, а груша - ... И т.д.

 

Упражнение "Какие будут фрукты?"

Если фрукты сварить, то они будут - вареные. Если фрукты заморозить, то они станут ... Если яблоки запечь, тогда они получатся ... Если груши посушить, тогда они станут ... И т.д.

Ура! Летние каникулы!!!

Родителям рекомендуется:

Наблюдать с детьми за различными природными явлениями (дождь, град, молния, туман, радуга, роса и др.) Подбирать к словам признаки и действия (Дождь – что делает? – идет, льет, капает, моросит, … . Радуга – какая? – яркая, разноцветная, сверкающая, радостная, … .) В этом вам могут помочь народные заклички, приговорки и детские стихи. Например, такие:

Какой дождь?

Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной,

Нарастающий, грибной,

Обложной, висячий, спорый,

Сонный, медленный и скорый.

Как камыш, стоймя стоячий,

И холодный, и горячий.

А еще и грозовой,
Радужный, полосовой.

Параллелями и в сетку,
А при ветре – даже в клетку.

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

Рассматривать и называть различные цветы (луговые садовые, полевые), ягоды (садовые и лесные), грибы (съедобные и несъедобные), деревья и кустарники (садовые, лесные и городские), насекомых, птиц. Описывать их, сравнивать по цвету, форме, запаху и вкусу. Подбирать признаки и действия. (Стрекоза – что делает? – летит, кружится, садится, опускается, … .Ландыш – какой? – красивый, белый, ароматный, душистый, … .)

Читать сказки, короткие рассказы, истории с последующим пересказом.

Читать и заучивать стихи.

Развивать мелкую моторику:

- лепить из пластилина,

- играть с мелкими игрушками (мозаики, конструкторы),

- раскрашивать,
- обводить узоры по точкам с последующим самостоятельным продолжением,

- рисовать узоры по клеточкам      и т.п.

21 - 25 мая. Тема недели: Лето. Цветы.

Родителям рекомендуется:

Поговорить с ребенком о том, какое время года наступит после весны, что происходит в природе с наступление лета (с растениями, с животными, изменения в неживой природе).

Вспомнить названия всех летних месяцев.

Рассмотреть цветочные растения и их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинках, иллюстрациях и в природе). Обратить внимание на цвет и запах (аромат) цветов.

Объясните детям, что такое луг и сад, их различие и сходство.

Рассказать, что есть цветы, которые растут в саду (садовые): нарцисс, гвоздика, пион, астра, роза, тюльпан, … . Есть цветы, которые растут на полянках (полевые): мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, колокольчик, ландыш, незабудка, …  Объяснить, что полевые цветы вырастают сами, их не растит человек.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Подбери признак»

Лето (какое?) -  жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.

Цветок (какой?) - красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивый, теплолюбивый.

Солнце (какое?) - ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.

 

Упражнение «Подбери действие»

Люди летом (что делают?) – отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.

Цветы (что делают?) - растут, цветут, пахнут, расцветают, распускаются, вянут. 

Люди с цветами (что делают?) – выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, срезают, любуются, рвут, срезают, нюхают, рисуют.

 

Упражнение «Один - много»

Цветок - много цветов, ландыш- много … , мак- много… , колокольчик - много … , ромашка - много … , одуванчик - много … , незабудка - много … , василёк - много … .

 

Игра «Скажи - какой?» на образование прилагательных

Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый, в поле — полевой, на лугу – луговой, в лесу — лесной, растёт весной – весенний, растёт в комнате — комнатный, растёт летом — летний, лечит болезни — лечебный, растёт много лет — многолетний, одно лето — однолетний, растёт для декора — декоративный, приносит пользу – полезный.

 

Игра «Скажи - какой» на образование причастий 
Цветок растёт, он (какой?) — растущий, цветёт — цветущий, вянет – вянущий, пахнет – пахнущий, радует — радующий.

 

Упражнение «Подбери слово»

Весной тепло, а летом еще … (теплее).

Весной солнце светит ярко, а летом еще… .

Весной птицы поют звонко, а летом еще… .

Утром светло, а днем еще… .

Вечером темно, а ночью еще… .

14 - 18 мая. Тема недели: Мир природы. Насекомые.

          Родителям рекомендуется:

Вспомнить и назвать насекомых (пчела, шмель, муравей, стрекоза, муха, комар, бабочка, жук). Назвать части тела насекомых (голова, усики, грудь, брюшко, лапки, крылышки).

Во время прогулки в парке понаблюдать за насекомыми (внешний вид, особенности поведения).

Ответить на вопросы:

- Сколько лапок у насекомых?   Паук – это насекомое?

- Какую пользу приносят насекомые?

- Зачем нужны вредные насекомые (муха, комар)?

- Где живут насекомые, у кого из них есть домики? (пчелы – в улье, муравьи – в муравейнике, жуки – на деревьях, стрекозы – у водоемов)

 

Упражнения на развитие речи:

 

Закончить предложение (следить за правильным произношением падежных окончаний)

Муравей сидел около …                                    Муха села на …

Божья коровка ползла по …                              Бабочка опустилась на …

Жук спрятался под …                                        Гусеница ползет по …

 

Игра «Один – много – улетели». Изменить слова по образцу:

Оса – осы – нет ос. Пчела – пчёлы – нет … . Муха - … . Муравей - … . Шмель - … . Жук - … . Комар - … . Кузнечик - … . Стрекоза - … .Бабочка - … .

 

Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Комар - комарик. Муха - мушка. Муравей - муравьишка, муравейка, муравлик, муравушка.

И т.д.

 

Упражнение «Бывает - не бывает» на понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку.

Бабочка ловит девочку.

Девочка поймана бабочкой.

Бабочка поймана девочкой.

Девочка поймала бабочку.

                   Бабочка поймала девочку. 

7 - 11 мая. Тема недели: День Победы.

Родителям рекомендуется:

Сходить с ребенком в Парк Победы, возложить цветы к памятнику воинской славы.

Посетить городские праздничные мероприятия – митинг в Парке Победы, выставку военной техники и др.

Посмотреть с ребенком художественные и  телевизионные фильмы о Великой Отечественной войне, героях-защитниках Отечества.

Рассмотреть семейный фотоальбом, найти фотографии родственников – участников ВОв, поговорить о том, где они воевали.

         Посмотреть по телевидению трансляцию Парада на Красной площади.

3 - 4 мая. Тема недели: Поздняя весна. Первоцветы.

         Родителям рекомендуется:

Поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе, отметить эти изменения во время прогулки в парке.

Обратить внимание на погоду, одежду людей весной, побеседовать с ребенком о весенних полевых работах.

Вспомнить названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной, рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки.

Вспомнить названия всех весенних месяцев.

  

Упражнения на развитие речи:

  

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (Весной)

Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Солнце печет, липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом)

Снег на полях, лед на лугах, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

  

Прослушать рассказ.

Талая вода.

Пришла весна. Солнышко греет. Снег тает. Те­кут ручейки. Много воды. Радуются дети — мож­но пускать по воде лодочки, шлёпать по лужам в резиновых сапогах. Радуются деревья — они по­пьют талой воды и будут зеленеть и цвести. Ра­дуются грачи — в мокрой земле на полях много червяков. Грачи сыты. Радуются воробьи. Они пьют воду, купаются в лужах и громко чирика­ют: «Весна пришла!»

Ответить на вопросы:

  После какого времени года наступает весна? 

  Что делает солнышко?

  Что происходит со снегом?

  Кому нужна талая вода?

 Чему радуются дети?

  Для чего нужна вода деревьям?

 Почему радуются грачи?

  Зачем грачам червяки?

   Кто купается в лужах?

Пересказать рассказ.

  

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (на развитие логического мышления).

Бывает ли такое весной? Хлопни, если услышишь ошибку: дети катаются на санках; тает снег; колхозники убирают урожай; по дорожкам бегут ручейки; на деревьях распускаются почки; дети купаются и загорают; прилетели перелетные птицы; дети пускают кораблики.

  

Подобрать родственные слова: трава - травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник... .

  

Подобрать предметы к признакам: весенний – день, ветер, ..., весенняя – гроза, ..., весеннее – солнышко, ..., весенние – дни, ... .

  

Подобрать существительные к действиям: (кто? что?): тает..., бегут..., распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .

  

Выучить пословицу о весне, объяснить ее значение.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

23 - 28 апреля. Тема недели: Мой город - Чебаркуль. Моя Родина - Россия.

            Родителям рекомендуется:

Спросить у ребенка: Как называется город, в котором ты живешь? Почему он так называется? Как выглядит герб нашего города? Что он символизирует?

Провести прогулку по городу. Показать основные достопримечательности города – парк Победы, памятники, площадь Ленина. Показать предприятия города, рассказать об их продукции («Уральская кузница», швейная фабрика, молокозавод, хлебозавод, птицефабрика).

Во время прогулки по городу родителям обратить внимание на общественные здания (библиотека, почта, школа, кинотеатр и т. д.), рассказать об их назначении, и о профессиях людей, работающих в этих учреждениях. 

 

Упражнения на развитие речи:

 

   Упражнение «Подбери признак»: город (какой?) - ..., улица (какая?) - ..., дом (какой?) - ....

 

   Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад» - по каким улица идет ребенок, мимо каких зданий и т.п.

 

   Упражнение «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом - много домов, одна улица... (поселок, город...).

 

   Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.

Дом - домик, домишко, домище. Город - городок, городишко, городище.

 

   Упражнение «У нас в городе нет…» (образование родительного падежа существительных)

У нас в городе нет театра, цирка, фонтана, …

 

16 - 20 апреля. Тема недели: Встречаем птиц.

Родителям рекомендуется:

Вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид, отличительные признаки). Уточнить, почему их называют перелетными.

Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы.

По возможности во время прогулки понаблюдать за жизнью птиц весной. Учить узнавать, различать и называть перелетных птиц.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Узнай птицу по описанию». (Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.)

 

Упражнение «Улетает - не улетает».

Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица или зимующая (воробей, голубь, ласточка, сорока, скворец, грач, ворона)

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Жаворонок, воробей, грач, скворец.

Ворона, воробей, соловей, голубь. 

Скворец, грач, голубь, ласточка.

 

Упражнение «Назови ласково» (слоообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка ... .

 

Упражнение «У кого - кто» (упражнение в словообразовании).

У грача - грачата, у скворца - .... У грача - грачонок, у журавля - ... .

 

Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).

Грач вылетел ... гнезда. Грач прилетел ... гнездо. Грач подлетел ... гнезду. Грач кружит ... гнездом. Грач сел ... ветку. Грач ходит ... пашне.

 

Упражнение «Закончи предложение». 

На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках ... .В гнезде птенец, а в гнездах - ... . На дворе дерево, а в лесу - ....

 

Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.

Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».

Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

 

Прослушать рассказ:

Строители гнёзд.

Прошла зима. Птичьи гнёзда исчезли, их раз­рушили вьюги и метели. Вернулись к нам птицы весной, а гнёзд нет. Надо строить новые. Птицы строят себе жилища клювом. Грачи в клюве веточки носят. Ласточка клювиком глину для гнёздышка носит с речки. Даже загадка такая есть, про птиц и их гнёзда: «Без рук, без топорёнка построена избёнка».

Ответь на вопросы:

• Кто живёт в гнёздах?

• Что сделали зимой вьюги и метели?

• Когда возвращаются к нам птицы?

• Чем они будут строить себе гнёзда?

• Как строит себе гнездо грач? Ласточка?

        • Какая загадка есть про птиц и их гнезда?

9 - 13 апреля. Тема недели: Водоемы. Рыбы. (для младших, средних, старших групп)

Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных).

Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.

Ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.

Рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)

Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Подбери признак»

Рыбка (какая?) – аквариумная, речная, красивая, яркая, серебристая, тихая, спокойная, … и т. д.

 

Упражнение «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - .... и т. д.

 

Упражнение «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок; один окунь, два …, пять … и т. д.

 

Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).

 

Подобрать родственные слова.

Рыба - рыбка, рыбешка, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбный, рыбачий.

 

Ответить на вопросы:

Как называется суп из рыбы? (Уха)

Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)

Кто такие мальки? (Рыбкины детки)

9 - 13 апреля. Тема недели: Космос. (для подготовительных групп)

Родителям рекомендуется:

Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавти­ки, что это за праздник.

Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники

Рассказать ребенку о первом космонавте — Ю. Гагарине.

Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Подобрать родственные слова

Космос - космический, космонавт, космодром, космонавтика

 

Составить предложение из слов. Ракета, космос, лететь, в.

 

Упражнение «Подбери признак»

Космонавт (какой?) — сильный, смелый, отважный, мужественный, крепкий, здоровый, любознательный, дисциплинированный, ответственный,  решительный,...

 

Игра «Измени по образцу»

Солнце – солнечный, космос – …(космический), спутник – … (спутниковый), луна – … (лунный), орбита – … (орбитальный), звезда - … (звёздный).

 

Упражнение «Скажи наоборот»

Взлететь – … (приземлиться), ярко – … (тускло), темно - … (светло), прилететь - … (улететь), далеко - … (близко), высоко - … (низко), медленно - … (быстро).

2 - 6 апреля. Тема: Ранняя весна.

Родителям рекомендуется:

Поговорить с ребенком о том, какое время года наступило.

Во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной (днем с крыш капает капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы).

Назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц – март.

Заучить названия весенних месяцев поможет стихотворение:

Идет матушка-весна, отворяй-ка ворота.

Первым март пришел, белый снег сошел.

А за ним и апрель отворил окно и дверь.

А уж как пришел май, солнце в дом приглашай!

 

Упражнения на развитие речи:

 

Подобрать как можно больше признаков к словам:

Солнце весной (какое?) – теплое, яркое, ласковое, весеннее, долгожданное …

Небо весной (какое?) – светлое, ясное, голубое, чистое, безоблачное …

Снег весной (какой?) – темный, осевший, талый, липкий …

Ветер весной (какой?) – весенний, теплый, свежий …

Ручьи (какие?) – быстрые, чистые, звонкие,  прозрачные …

 

Пересказ с опорой на вопросы.

Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

Объяснить значение словосочетаний: «набухают почки»«теплые страны».

- Какое время года наступает?

- Как светит солнышко?

- Что набухает на деревьях?

- Кто скоро прилетит из теплых стран?

- Что будут делать птицы?

26 - 30 марта. В детском саду - КАНИКУЛЫ!!!

Вы и не знали, что в детском саду бывают каникулы? Разве только взрослые люди нуждаются в отдыхе? Детям также необходимо время, когда они могут оторваться от изучения алфавита, счета и погрузиться в подвижные игры, творчество и различные соревнования.

Слово «каникулы» в переводе с латинского языка означает перерыв занятий в учебных заведениях.

Только в отличие от школьников, дошколята во время каникул посещают детский сад. Но привычные занятия в это время не проводятся, за исключением художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной направленности, но и они обогащаются игровым материалом и организуются в разнообразных интересных формах. Зато проходят развлекательные мероприятия, которые позволяют детям отдохнуть, оздоровиться, удовлетворить потребность в самовыражении и общении со сверстниками, проявить творческие способности.

В процессе повседневной жизни в детском саду дошкольники могут уставать от коллективного общения, поэтому в каникулы им предоставляется возможность для разнообразной индивидуальной деятельности и игр с небольшим количеством партнеров (2—3 человека), которые объединяются на основе общих интересов и симпатий.

         Каникулы в детском саду – это время игр, забав и развлечений.

 

19 - 23 марта. Тема: Профессии.

Родителям рекомендуется:

Побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет.

Спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны.

Рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям.

Если есть возможность, отвести ребенка на место своей работы.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар - варит, учитель - …,врач - ..., продавец - ..., почтальон - ..., водитель - … и т.д.

 

Упражнение «Закончи предложение» (употребление винительного падежа имен существительных): повар варит (что?) - ...; врач лечит (кого?) - ....

 

Упражнение «Кому что нужно для работы». Вариант 1.

Повару нужны (что?) - кастрюля, поварешка ....

Учителю нужны (что?) - ....

 

Упражнение «Кому что нужно для работы». Вариант 2. (употребление дательного падежа имен существительных): поварешка нужна повару, письмо нужно ..., метла нужна ..., указка нужна ..., топор нужен ... .

 

Упражнение «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных): маляр - кистью, землекоп - ..., дворник - ... .

 

Упражнение «Найди ошибку» (развитие логического мышления).

Врачу нужны ... (бинт, вата, шприц, кастрюля, ... ).

 

Упражнение «Бывает — не бывает» (осмысление логико-грамматических конструкций).

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром. Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

 

Упражнение «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик). Кто носит багаж? - Носильщик. Кто сваривает трубы? - Сварщик. Кто вставляет стекла? - Стекольщик. Кто работает на кране? - Крановщик. Кто кладет камни? - Каменщик. Кто чинит часы? - Часовщик. Кто точит ножи? - Точильщик. Кто кроит платье? — Закройщик.

 

Упражнение «Почему так названы?» (сложные слова): рыболов - ловит рыбу, пчеловод - ..., землекоп - ..., лесоруб - ..., трубочист - ....

 

Упражнение «Подбери родственные слова к слову строить»: стройка, строитель, строительство, строительный, постройка

 

Упражнение «Назови действия»: лопатой - копают, иголкой - ..., пилой - ..., топором - …, граблями - ..., кистями - ..., ножницами - ....

12 - 16 марта. Тема недели: Моя семья. Мой дом.

Родителям рекомендуется:

Повторить фамилию, имя, отчество каждого члена семьи, профессию и место работы родителей.

Закрепить знание родственных связей:

  - кто ты для папы и мамы?

  - для сестры или брата?

  - для бабушки и дедушки?

  - для дяди и тети?             и т.п.

 

Во время совместной прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, каменные и деревянные. Внимательно рассмотреть свой дом, сосчитать сколько в нем этажей, есть ли лифт, для чего он нужен. Вспомнить домашний адрес.

Совершить с ребенком «экскурсию» по собственной квартире, обратив внимание на то, сколько в ней комнат и других помещений (кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая и т.д.), объяснив их назначение.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):

Мама (какая?) - ..., бабушка (какая?) - ..., дедушка (какой?) - ..., папа (какой?) - ... .

 

Упражнение «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных)

Шарф (чей?) - мамин, папин, ... . Шапка (чья?) - тетина, дядина ... . Пальто (чье?) - бабушкино, дедушкино ... . Перчатки (чьи?) - мамины, бабушкины ... .

Упражнение «Кто старше, кто младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом а):

Папа - сын (папа старше, а сын младше), папа - дедушка, дядя - племянник, внук - дедушка.

 

Дидактическая игра «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.

 

Упражнение «У кого?» (употребление родительного падежа имен существительных).

У кого глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? И т. п.

 

Упражнение «Какие бывают дома?»

Дом из дерева - … (деревянный), дом из кирпича - …, дом из панелей - …, дом из камня - …

Дом, в котором один этаж - … (одноэтажный), два этажа - …, три этажа - …  и т. д.

 

Составить и выучить рассказ «Дом, в котором я живу»

 

Я живу в ________этажном ______________________ (кирпичном, панельном, деревянном) доме. Моя квартира на _____ этаже. В ней ____ комнаты: гостиная, спальня, детская, кабинет, а еще прихожая, коридор, кухня, ванная, туалет. Дом стоит на улице _________________. Номер дома ____. Квартира ________.

5 - 7 марта. Тема недели: Женский день 8 марта.

        Родителям рекомендуется:

Побеседовать с ребенком о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день (В Международный женский день принято поздравлять всех женщин – маму, бабушку, сестренку, подружек, тетю, воспитателей, соседку и т.д.)

Научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.

Прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «А что у вас?»  (постараться запомнить названия женских профессий).

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька, матушка...

Бабушка - ...

Сестра - ...

Тетя - ...

 

Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (составить рассказ из личного опыта ребенка).

 

Упражнение «Подбери признак»: мама (какая?) - ... (сестренка, бабушка, подружка).

 

Упражнение «Назови женскую профессию: повар - повариха, портной - ..., учитель - ..., воспитатель - ..., художник - ..., певец - ..., скрипач - ..., пианист - ..., продавец - ....

 

26 февраля - 2 марта. Тема недели: Комнатные растения.

Родителям рекомендуется:

Познакомить ребенка с комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки (какой стебель, листья, цветы и т.п.)

Выучить с ребенком некоторые названия комнатных растений (кактус, фикус, герань, бегония, традесканция, хлорофитум, фиалка);

Объяснить ребенку, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль.

Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения, рассказать ребенку, как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вид утром и вечером.

Сравнить кактус и алое, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений (по возможности показать ребенку несколько видов кактусов).

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение  «Четвертый лишний»

Кактус, герань, незабудка, фикус

(Незабудка – лишняя, т.к. не является комнатным растением)

 

Игра «Узнай по описанию»

Взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». - Кактус.

 

Упражнение «Сочини загадку»

Предложите ребенку самому придумать загадку – описать растение, используя  его характерные признаки (форму стебля, листьев, наличие цветов и т.п.)

19 - 22 февраля. Тема недели: Наши защитники.

Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о празднике День защитника Отечества.

Ответить на вопросы: Кто такие защитники Отечества? Кого поздравляют в этот день?

Рассказать о членах семьи, служивших в армии, рассмотреть фотографии.

Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (используя книги, журналы, телепередачи, интернет)

 

Упражнения на развитие речи:

 

Назови военные профессии:

разведка – разведчик                                          граница - …

парашют - …                                                          пехота - …

танк - …                                                                   десант - …

море - …                                                                  ракета - …

 

Упражнение "Подбери признак".

Защитник Отечества (какой?) - смелый, храбрый, отважный... 

12 - 16 февраля. Тема недели: Зима

Родителям рекомендуется:

Побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой.

Вспомнить названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время прогулки в парке.

Закрепить названия зимних месяцев и их последовательность.

Вместе с ребенком объяснить значение пословиц:

- Декабрь год кончает, а зиму начинает.

- Январь – году начало, зиме середина.

- В феврале зима с весной встречаются.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Назови 10 «зимних» слов (снег, …)

 

Назови ласково.

Снег - снежок. Лед - ... Зима - ... Мороз - ... Метель - ... Солнце - ...

 

Подбери признаки:

Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная), морозная...

Снег (какой?) - ... Снежинки (какие?) - ... Лед (какой?) - ... Погода (какая?) - ... День (какой?) - ... Мороз (какой?) - ...

 

Подбери слова-действия.

Снежинки зимой (что делают?) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают...

Лед на солнце (что делает?) ...

Мороз (что делает?) ...

Дети зимой (что делают?) ...

Метель (что делает?) ...

Вьюга (что делает?) ...

 

Объясни значения слов:

Снегопад — это ..., сугроб — это ..., гололёд — это ..., изморозь — это ... .

 

Подбери родственные слова.

Снег - снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .

Мороз - морозный, морозить, замораживать ... .

Лед - ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .

 

Из чего - какой?

Горка из снега (какая?) - снежная.

Дорожка изо льда (какая?) - ...

Погода с морозом (какая?) - ...

 

Скажи наоборот.

Летом дни жаркие, а зимой - холодные.

Летом небо светлое, а зимой - ...

Летом день длинный, а зимой - ...

Летом солнце светит ярко, а зимой - ...

Весной лед на реке тонкий, а зимой - ...

Снег мягкий, а лед… - ...

Одни сосульки длинные, а другие - ...

5 - 9 февраля. Тема недели: Одежда, обувь, головные уборы

        Родителям рекомендуется: 

Внимательно рассмотреть и назвать  различную одежду, головные уборы и обувь. 

Рассмотреть и назвать детали (воротник, рукава, карман, пуговицы, пояс, манжет; поля, отворот, козырек; подошва, каблук, голенище, носик, пятка, язычок, молния, шнурок) 

Какая бывает одежда? 

По принадлежности - мужская, женская, детская 

По сезонам - зимняя, летняя, демисезонная 

По назначению - домашняя, спортивная, форменная или специальная 

Привести примеры всех типов одежды. 

Рассмотреть и назвать различные застежки на одежде и обуви (пуговицы, молния, липучки, кнопки, крючки, шнурки). 

Показать ребенку – как правильно ухаживать за одеждой, головными уборами, обувью (протирать, сушить,  чистить, стирать, гладить, аккуратно сворачивать, вешать на плечики)  

 

Упражнения на развитие речи:

 

Назови ласково. 

Рубашка – рубашечка, платье – платьице, юбка - …, брюки - …, куртка - …, шапка - …, кепка - …, берет - …, платок - …, сапоги - …, ботинки - …, туфли - …, сандалии - …, и т.д. 

Теплая шуба – тепленькая шубка. Красная шапка - … . Длинный шарф - … . Синий костюм - … . Мягкий свитер - … . Короткая юбка - … . Красные туфли – красненькие туфельки. Теплые ботинки - … . Красивые сандалии - … . Черные сапоги - … . Новые кроссовки - … . Серые валенки - …

 

Из чего? 

Блузка из шелка – шелковая, сарафан из ситца – ситцевый, свитер из шерсти - …, платье из бархата - …, футболка из трикотажа - …, шуба из меха - …, шляпа из фетра - …, сапоги из резины - …, ботинки из кожи - …,  и т.п.

 

Подобрать как можно больше предметов одежды, обуви и головных уборов к местоимениям: 

моя – шапка, куртка, … 

мой – свитер, … 

мои – сапоги, … . 

 

Подобрать как можно больше признаков: 

куртка (какая?) – красная, теплая, непромокаемая, и т.д.

шапка (какая?) - … ,      брюки (какие?) - … ,       свитер (какой?) - …   и т.д.

29 января - 2 февраля. Тема недели: Посуда

        Родителям рекомендуется:

Рассмотреть вместе с ребенком посуду – кухонную (кастрюли, сковородки, терка, дуршлаг и т.п.), столовую (тарелки, ложки, вилки, салатники т.п.) и чайную (чашки, блюдца, сахарницу, молочник, чайник заварочный). Называть назначение каждого предмета посуды.

Показать, где дома храниться посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте).

Рассмотреть разную посуду, назвать материалы, из которых она изготовлена (кастрюля железная, стакан стеклянный, тарелка фарфоровая и т. д.).

Сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие и т.п.).

Сходить с ребенком в магазин, где продают посуду. 

 

Упражнения на развитие речи: 

 

Назови ласково.

Ложка – ложечка, тарелка – тарелочка, чашка - …, кастрюля - …, стакан - … и т.д. 

 

Что для чего?

Составить предложения по вопросам:

- В какую посуду кладут … (хлеб, перец, салат, соль, молоко, селедку, салат, масло, сахар)? Хлеб кладут в хлебницу.

- Что наливают в супницу, соусник, молочник, кофейник, чайник? В супницу наливают суп. 

 

Что с чем?

Составить словосочетания с предлогом С:

С чем кастрюля, если в ней ... (борщ, компот, картошка)? Кастрюля с борщом, кастрюля с компотом…

С чем чашка, если в ней… (чай, кисель, кофе, молоко)?

С чем банка, если в ней … (капуста, варенье, мед, огурцы)? 

 

Из чего посуда?

Стакан из стекла – стеклянный, чашка из фарфора – фарфоровая, кувшин из глины - …, ложка из серебра - …, нож из стали - …, тарелка из картона - …  и т.п. 

 

Почему так называется?

Объяснить значение сложных слов: картофелечистка – (чистит картофель), овощерезка - …, кофеварка - …, соковыжималка - …, мясорубка - …, кофемолка - …, скороварка - … .

22 - 26 января. Тема недели: Мебель. Бытовые приборы

Родителям рекомендуется:

Рассмотреть домашнюю мебель, предназначенную для спальни, кухни, гостиной, прихожей. Называть предметы мебели и их отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца, сиденье).

Рассмотреть и сравнить различные виды столов (кухонный, обеденный, журнальный, письменный, компьютерный); шкафов (книжный, плательный, шкаф для посуды).

Рассмотреть различную бытовую технику (холодильник, телевизор, утюг, электрический чайник, микроволновая печь, миксер, кухонный комбайн, фен, пылесос, стиральная машина и т.п.), рассказать о ее назначении.

Ответить на вопрос – чем отличается бытовая техника от предметов мебели?

Вспомнить правила безопасности при обращении с бытовой техникой.

Сходить на экскурсию в магазин бытовой техники,  в магазин мебели.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Назови ласково.

Стол – столик, шкаф – шкафчик, стул - …, кресло - …, кровать - …, диван - …, полка - …  и. д.

 

  Из чего мебель?

Стул из дерева – деревянный, стол из стекла - …, ручка из пластмассы - …, полка из металла - …, диван из кожи - … и т.п.

 

Какая мебель для чего?

Стол, за которым пишут – письменный, стол, за которым обедают - …, стол для компьютера - …, шкаф для одежды - …, шкаф для книг - …, шкаф для посуды - … и т. л.

 

            Один – много

Один стул – много стульев, один стол – много столов,  - один шкаф – много …, одно кресло – много …,  и т. п 

15 - 19 января. Тема недели: Зимующие птицы

Родителям рекомендуется:

 Уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает - вспомнить их названия, где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

 Рассмотреть птиц на картинках и показать, где у них клюв, крылья, лапки, хвост. Чем покрыто тело птиц?

 Рассмотреть зимующих птиц во время прогулки, назвать характерные признаки каждой птицы (величину, оперенье, хвост, клюв)

 Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку. 

 

Упражнения на развитие речи:

 

 Кто как голос подает?

Воробей – чирикает, ворона - … , сорока - … , голубь - … , синица - … .

 

 Назови ласково:

Воробей – воробышек, синица - …, снегирь - …, галка - …, и т.п.

 

 Один – много

Ворона – вороны, воробей - …, синица - …, сорока - …, снегирь - … .

 

 Узнай птицу по описанию

-  сама маленькая, грудка темно-розовая, сидит на ветке, как яблочко красное;

- птица крупная, клюв длинный, оперение серое, крылья и хвост черные;  и т.п.

 

 Скажи одним словом

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...

У снегиря грудка красная, поэтому его называют …

У вороны черные крылья, поэтому её называют ...

У дятла длинный клюв, поэтому его называют ...

 

 Скажи наоборот (на подбор антонимов)

Воробей маленький, а ворона ...

У синицы хвост короткий, а у сороки ...

Голубь тяжелый, а воробей ...

У синицы клюв тонкий, а у вороны ...

У сороки бока белые, а хвост …

25 декабря – 14 января. В детском саду – КАНИКУЛЫ!!!

Информация для родителей:

Зимние каникулы – волшебное время! Жизнь детей в каникулярные дни должна быть совершенно не такой, как в другое время,— немного загадочной, насыщенной необычным, сказочным, удивительным. Но в то же время дети должны приобретать определенные знания. Больше внимания уделяют педагоги всевозможным забавам и развлечениям, а так же самостоятельным формам детской деятельности. Дети сами выбирают себе занятие, реализуют свои замыслы. Однако это не значит, что ребенок предоставлен самому себе. Меняется характер руководства взрослого. Воспитатель создает условия, благоприятные для развития творчества в соответствии с  интересами и желаниями детей.

            В последние дни декабря в детском саду традиционно проходят новогодние утренники. Все педагоги стараются создать атмосферу волшебства и праздничное настроение у ребят.

18 - 22 декабря. Тема недели: Новогодний калейдоскоп

Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит.

Совместно с ребенком вспомнить, сколько месяцев в году, и повторить их названия. Обратить внимание на календарь, на последние дни года.

Рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету.

Посмотреть на большую елку, установленную на центральной площади города.

Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Один - много»

В коробке один шар, а на елке много шаров. В коробке звезда, а на елке много звезд.

И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.

 

Упражнение «Назови ласково»

Шар - шарик, шарики. Звезда - звездочка, звездочки. Бусина - бусинка, бусинки. Фонарь - фонарик, фонарики. И т.д.

 

Упражнение на образование прилагательных

Предложить ребенку ответить на вопросы:

Игрушки для украшения елки - какие? - ... (елочные)

Шары из стекла - какие? - ... (стеклянные)

Флажки из бумаги - какие? - ...

Зайцы из пластмассы - какие? - ...

Флажки разных цветов - какие? - ...

 

Упражнение «Подбери признак к предмету»: елка (какая?) – зеленая, высокая, ароматная, холодная, нарядная, колючая, пушистая; праздник (какой?) - ..., елочные игрушки (какие?) - ..., Дед Мороз (какой?) - ..., Снегурочка (какая?) - ..., ребята (какие?) - ..., подарки (какие?) - ....

 

Упражнение «Узнай словечко» (на активизацию словаря)

Белый, пушистый, искрящийся ... (снег) Колючая, мохнатая, зеленая ... (ёлка) Сладкое, холодное, сливочное ... (мороженое) Ледяная, тающая, остроконечная ... (сосулька) Уходящий, старый, новый ... (год).

 

           Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю елку».

11 - 15 декабря. Тема недели: Зимние забавы

Родителям рекомендуется:

Спросите у ребенка, какое время года сейчас, в какие игры дети любит играть зимой, что нужно для зимних игр.

Совместно с ребенком вспомните, какой зимний спортивный инвентарь ему знаком и какие загадки о нем он знает.

Вспомните и назовите зимние виды спорта.

В качестве экскурсии сходите с ребенком на зимний стадион,  где  обратите его  внимание  на то,  какими видами спорта занимаются дети.


Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Кому что нужно?»

Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - ..., фигуристу - ..., саночнику -... и т.д.

Клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки - ... , лыжи - ... , шайба - ... .

 

           Упражнение «Исправь ошибку» на логическое мышление

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны санки. Хоккеисту нужны лыжи.
Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость.

 

Упражнение «Четвертый лишний».

Санки, лыжи, скакалка, коньки.

 

Дидактическая игра «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов)

Конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

 

Составить рассказ (из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».

4 - 8 декабря. Тема недели: Домашние птицы

Родителям рекомендуется:

Показать ребенку (по возможности живых) домашних птиц и их семейки или рассмотреть иллюстрации (курица - петух - цыплята, утка - селезень - утята, гусыня - гусь - гусята, индюшка - индюк - индюшата).

Объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются.

Закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки.

Уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек.

Рассказать о профессии птичницы.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Кто как голос подает»

Утка (кря-кря) - крякает; гусь (га-га) - гогочет, петух (...) - ..., курица (...) - ... .

 

Упражнение «Один – много

Цыпленок - цыплята, курица - курицы, индюк - ..., гусь - ..., утка - ... .

 

Упражнение «Назови ласково»

Петух- петушок, утка – уточка, курица - …, и т. д.

 

Упражнение «У кого кто»

У утки – утенок (утята), у курицы - …, у гусыни - ..., у индюшки - ....

 

Упражнение«Кто как передвигается»

Утка (что делает?) - ходит, плавает, летает; индюшка (...) - ..., курочка (...) - ... .

 

Упражнение«Исправь ошибку»

У утки - гусята; у индюшки - цыплята; у курицы - утята; у гусыни - индюшата.

 

Упражнение «Чей клюв, чьи лапы?»

Клюв утки - утиный клюв, лапы гуся - гусиные лапы, и т. д.

 

Составить описательный рассказ о домашней птице по плану:

Кто это?

Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детеныши?

Чем питается?

Какую пользу приносит человеку?

 

            Познакомить ребенка с крылатыми фразами, помочь их запомнить и активизировать в словаре:
- Как с гуся вода. (Все ему нипочем)
- Курам на смех. (Ничего не может быть смешнее)

27 ноября - 1 декабря. Тема недели: Домашние животные

Родителям рекомендуется:

Показать ребенку (по возможности живых) домашних животных - кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу. Вспомнить названия детенышей домашних животных.

Обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;

Поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;

Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек строит для домашних животных (для коровы – хлев, для овцы – овчарню, для собаки - конуру (будку) и т.д.)

Прочитать стихи и рассказы о домашних животных;

Рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.

Вспомнить загадки о домашних животных.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Кто как голос подает?»

Корова - «му-у» (корова мычит). Кошка- «мяу» (кошка мяукает). Собака - .... Свинья - .... Лошадь - ... . Овца - ... .

 

Упражнение «Один - много» (образование множественного числа существительных)

Кошка - кошки, собака - собаки ...; котенок - котята, жеребенок - жеребята ... .

 

Упражнение «У кого - кто?»

У кошки - котенок (котята), у собаки - щенок (щенята), у овцы - ..., у козы - ... ; котенок - у кошки, щенок - у ..., теленок - у ..., жеребенок - ..., козленок - ... .

 

Упражнение «Кто чем питается

Кошка - молоком, корова - травой, коза - ..., собака - ..., лошадь - ... .

 

Упражнение «Кто как ест?»

Корова - жует, собака - грызет, кошка - лакает, и т.д.

 

Упражнение «Подбери признак»

Кошка (какая?) - ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая; щенок (какой?) - ..., козленок (какой?) - ..., жеребята (какие?) - ..., телята (какие?) - ... .

 

Упражнение «Назови ласково»

Кошка - кошечка, собака - собачка, свинья - свинка, и т.д.

 

Упражнение «Отвечай»

У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина? У кого пятачок?

 

Упражнение «Назови семью».

Он - кот, она - кошка, детеныш(и) - котенок (котята).

Он - конь, она - лошадь, детеныш(и) - жеребенок, (жеребята).

Он – баран, она – овца, детеныш(и) – ягненок (ягнята)

И т.д.

 

Упражнение «Кто где живет»

Корова живет в коровнике, свинья - в свинарнике, лошадь - ... , собака - ... . И т.д.

 

Упражнение «Отгадай, кто это?»

Сторожит, грызет, лает? - ... . Хрюкает, роет? - ... . Ржет, бегает, скачет? - ... . Мяукает, лакает, царапается? - ... . Мычит, жует, ходит? - ....

 

Упражнение «Подбери действие»

Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, облизывается ... ; собака - сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает ... .

 

Упражнение «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).

Хвост (чей?) - кошачий ... . Туловище (чье?) — кошачье ... . Голова (чья?) — кошачья ... . И.т.д.

20 - 24 ноября. Тема недели: Дикие животные

Родителям рекомендуется:

Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Закрепить обобщающее понятие дикие животные.

Попросить ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы).

Рассказать о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище).

Закрепить в словарном запасе ребенка название диких животных и их детенышей.

Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.

По возможности посетить зоопарк.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Угадай кто это?» - учимся подбирать существительные к прилагательным.

Бурый, косолапый, неуклюжий ... .Серый, зубастый, страшный ... . Хитрая, пушистая, рыжая ... . Маленький, длинноухий, пугливый ... . Серый ..., косолапый ..., хитрая ..., колючий ...

 

Упражнение «Кто как подает голос»

Лиса - тявкает. Медведь - … (рычит). Волк - ... (воет). Белка - ... (цокает). Еж - … (фыркает). Заяц - … (пищит, верещит)

 

Упражнение «Кто у кого»

У медведицы - медвежонок (медвежата). У лисицы - ... У белки - ... У волчицы - ... У ежихи - ... У зайчихи - ...

 

Упражнение «Назови семью»

Медвежья семья – медведь, медведица, медвежата. Волчья семья - … Лисья семья - … Беличья семья - … Заячья семья - … Ежиная семья - …

 

Упражнение «Назови ласково»

Заяц - зайчишка, зайка, зайчик. Лиса - ... . Медведь - ... . Волк - ... . Еж - ... . Белка - ...

 

Упражнение «Назови признак» (на подбор существительных к прилагательным)

Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий). Волк, какой? (серый, зубастый, страшный). Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая). Заяц, какой? (маленький, длинноухий, пугливый).

 

Упражнение «Кто где живет»

Лиса живет в норе. Медведь зимует в ... . Волк живет в ... . Белка живет в ... . Ежик живет в ... .

 

Упражнение «Чей хвост?»
У лисы – хвост лисий. У волока - … У медведя - … У белки - … У зайца - … И т. д.

 

Упражнение "Наоборот" - учимся подбирать антонимы.

Лось большой, а заяц - ... . Белка слабая, а волк - ... . У волка хвост длинный, а у медведя - ... . Лиса - хищное животное, а заяц - ...

 

Дидактическая игра «Про кого можно сказать ...» (подобрать существительное к глаголу)

Охотится – волк, лиса, еж; крадется _ ... воет - ..., кусается - ..., пугается - ..., скачет - ..., переваливается - ..., хитрит - ..., выслеживает - ....

13 - 17 ноября. Тема недели: Поздняя осень

Родителям рекомендуется:

Вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку.

Рассказать ребенку о поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе.

Рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые.

Вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью.

Рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Подобрать как можно  больше  признаков к слову осень: осень (какая?) - золотая, дождливая, поздняя  ... .

 

Упражнение «Подбери предметы к признакам» (согласование существительных с прилагательными в роде и числе)

Осенний - день, ветер,  ... . Осенняя - погода, куртка, ... . Осеннее - небо, солнце, ... . Осенние - дожди, ... .

 

Упражнение «Скажи наоборот» - сравнение ранней и поздней осени

Ранней осенью тепло, а поздней …

Ранней осенью солнце светит ярче, а поздней …

Ранней осенью небо голубое, а поздней …

Ранней осенью дни длиннее, а поздней …

Ранней осенью деревья одетые, а поздней …

 

Объяснить значение пословицы  и помочь ребенку ее запомнить:

В ноябре зима с осенью борется.

7 - 10 ноября. Тема недели: Транспорт.

Родителям рекомендуется:

Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.

Спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, воздушному, водному, железнодорожному.

Спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;

Вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта;

Провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, когда - нет;

 

Упражнения на развитие речи:

 

Упражнение «Подбери признак»

Машина (какая?) - ..., автобус (какой?) - ..., самолет (какой?) - ....

 

Подобрать действия к предметам.

Поезд (что делает?) - ..., самолет (что делает?) - ..., пароход (что делает?) - ....

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид воздушного транспорта).

 

Дидактическая игра «Почему так называются?» (образование сложных слов)

Самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.

 

Упражнение «Скажи наоборот»

Взлет - посадка, взлетать - приземляться, приезжать - ..., приплыть - ....

 

Упражнение "Кто чем управляет?".
Самолетом управляет летчик, пилот. Машиной - ... Поездом - ... Кораблем - ...

 

Упражнение "Назови одним словом" на образование сложных слов.

Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) - двухколесный.

Если у велосипеда три колеса, то он (какой?) - ...

Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...

30 октября - 3 ноября. Тема недели: Детский сад. Игрушки. (для детей младшего, среднего, старшего возраста)

Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку, для чего он ходит в детский сад.

Вспомнить и назвать помещения детского сада (групповая комната, умывальная комната, спальня, раздевалка, кабинеты логопеда, психолога, врача, физкультурный и музыкальный зал), попросить ребенка рассказать о назначении каждой комнаты.

Вспомнить с ребенком правила поведения в детском саду.

Повторить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.

Рассмотреть с ребенком несколько игрушек.

Определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая).

Отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая).

Провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам.

Сходить на экскурсию в магазин, где продают игрушки.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию»

Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет.

 

Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь»

Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощу­пать любую игрушку и назвать ее.

 

Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:

Что это?

Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма)?

Из какого материала сделана?

Как с ней можно играть?

 

Упражнение «Подбери действие»

Мяч - летит, прыгает, катится, скачет, падает... .

Кукла - ... . Машинка - … .

 

Упражнение «Подбери признак»

Кукла (какая?) – красивая, новая, резиновая, любимая, ... .

Мяч (какой?) - ....

 

Упражнение на образование признака от предмета

Игрушка - игрушечный, кукла - кукольный, стол - настольный, зеркало - ... .

 

Упражнение «Назови ласково»

Мяч - мячик, кукла - ... ; мишка - ... ; матрешка - ... ; машина - ... .

30 октября - 3 ноября. Тема недели: Школа. Школьные принадлежности. (для детей подготовительной группы)

Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе.

Рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей.

Задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?

Сходить с ребенком на экскурсию в магазин, где продают канцелярские товары.

 

Упражнения на развитие речи:

 

Дидактическая игра «Подбери признак»

Портфель (какой?) - кожаный, вместительный, яркий, большой ... .

Пенал - … . Тетрадь - … .

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

 

Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении»

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

 

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Быть должны всегда в порядке твои школьные ... (тетрадки).

Чтобы было где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

 

Дидактическая игра «Собери портфель в школу»

Кто назовет больше школьных принадлежностей.