Консультации музыкального руководителя

Родителям о музыкальных способностях

Выполнила музыкальный руководитель Богданова Т.В.

До сих пор многие считают наличие музыкальных способностей или их отсутствие наследственностью.

На самом деле это не так. Часто ребенок ученого становился скрипачом, а врача – писателем. Как тут можно говорить о наследственности?

А дело все в окружении ребенка, в его собственном опыте. Они определяют в будущем и способности, и характер человека.

Исследования в этой области привели к тому, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье.  В детстве закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать муз. способности, приобщить детей к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.

Человек может видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Все от природы музыкальны. И как ваш ребенок распорядится природным даром, каким он станет, зависит от вас.

Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.  Желая подружить с ней малыша нужно помнить следующее.

Как можно раньше начинать музыкальное развитие ребенка. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

 

Различают три вида  музыкальных способностей:

1. Ладовое чувство, то есть способность эмоциональноразличать ладовые функции звуков мелодии, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует наразрывное единение с ощущением музыкально высоты, то есть высоты отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии  мелодии, в узнавании ее, в чувственности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.

2. Музыкально-слуховые представления. Это слуховой или репродуктивный компонент муз. слуха. Способность проявляется воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. на более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3. Музыкально-ритмическое. Способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте проявляется в том, слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности. Которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хор музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

 

Пути развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не делали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 

Важные советы родителям:

* Подавайте ребенку пример – занимайтесь и играйте сами.

* Используйте игрушки, будьте изобретательны, импровизируйте, придумывайте свои игры.

* Радуйтесь бурно его успехам, даже маленьким достижениям, не критикуйте его, не показывайте своего разочарования.

* Занимайтесь регулярно.

* Устраивайте небольшие концерты, приглашая гостей.

 

* Не прекращайте занятий, даже если кажется, что «все стоит на месте». Пройдет немного времени, и вы отметите разницу.

Здравствуй, милая картошка!

Выполнила музыкальный руководитель Богданова Т.В.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу.

 Плохая игра похожа на плохую работу»

А.С.Макаренко

Этот тезис выдающегося педагога может быть буквально воплощен в жизнь. Подходит время уборки картофеля на приусадебном участке. Хорошо, если в вашей семье такие мероприятия проходят совместно с детьми. Можно это сделать интересно и незабываемо. Как устроить небольшой праздник?

Игра и труд в жизни ребенка очень тесно переплетаются. В процессе уборки картофеля могут быть включены самые разные соревнования: кто быстрее унесет с грядки на кучу убранной картошки полное ведерко (имеются в виду взрослые, если ведерки большие), чья куча картошки стала больше, попади картошкой в лунку или круг, очерченный на земле,  кто найдет самую необычную картофелину. Запеченный в углях  костра картофель станет ценнейшей наградой за совместный труд.

Дома проведите дегустацию блюд из картофеля, пригласив гостей-детей. Закрепите впечатления детей, разыграв интересную ситуацию: выступите в роли корреспондента с микрофоном в руках (картошка, наколотая на вилку) задайте несколько вопросов участникам уборки картофеля и гостям. (Легко или трудно убирать картофель? В чем были трудности? Для чего люди садят картофель? В какое время год его сажают? Как долго растет картошка? Что нужно, чтобы урожай был богатым? (труд людей и погодные условия) Знаете ли вы пословицы или поговорки о труде? и др.) Предложите высказаться  «дегустаторам» о блюдах.

 

Продолжением праздника и закреплением впечатлений детьми могут стать игры, которые вы можете разучить с детьми водворе.  В дальнейшем дети будут проводить их самостоятельно.

«Вот ложка, а вот картошка»

Это игра-эстафета: каждый игрок из команды бежит от старта до финиша и обратно с ложкой, в которой лежит картофелина. Бежать надо быстро. Побеждает та команда, чьи игроки меньше роняли картофелину на землю.

«Посадка картофеля»

Создаются две команды. Игроки выстраиваются в две колонны у стартовой черты. Игрок, стоящий первым, - капитан, он держит в руках мешочек с таким количеством картофелин, сколько игроков в его команде. Это может быть и картофель «понарошку», т.е. обыкновенные камешки. На расстоянии 20-30 шагов от каждой команды начерчены кружки по количеству игроков. По сигналу игроки бегут к кружкам и «сажают картошку» по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который бежит собирать картошку. Побеждает команда, первая посадившая и собравшая всю картошку.

«Горячий картофель»

Все садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает картофелину кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают картофелину (будто она действительно горячая), желая как можно быстрее от нее избавиться. Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель» или «Горячо». Тот, у кого оказалась картошка, выбывает из игры. Победителем становится единственный оставшийся игрок.

Вся семья может участвовать в конкурсе на самую интересную самоделку из картошки при помощи простейших подручных средств – веточек, соломинок, пуговиц и др. или вырезанную фигурку из картофеля.

Домашний кукольный театр как средство научить ребёнка общению

Выполнила музыкальный руководитель Зубарева Е.Г.

         Наши дети не умеют разговаривать, а мы не умеем разговаривать со своими детьми. Нам некогда, а может, просто лень. К тому же в доме есть телевизор и компьютер – подключившись к Интернету, можно общаться молча. Отечественная система образования постепенно превратила все предметы в письменные. Иногда и писать не надо – достаточно обвести кружком номер правильного ответа. Все целесообразно и действенно. А поговорить?... В результате  вашему ребенку трудно сформулировать и озвучить самую простую мысль. У него, а значит, и у вас, возникают сложности при общении. Если ваш ребенок еще мал, то один из способов решить проблему – завести дома кукольный театр. Это поможет вам научить малыша правильно вести диалог, искать выход из сложных ситуаций, а кроме того, цепкая память детства сохранит яркие впечатления о ваших разговорах за ширмой.

Какие куклы выбрать?

"Актеров" кукольного театра можно купить в магазине, сделать самим (например, связать) или приспособить для этой цели обычные куклы и мягкие игрушки. Один человек может управлять двумя перчаточными куклами. Если вас в семье четверо, то вся труппа в сборе.

Какую роль играет ширма?

За ширму можно спрятаться. Это очень важно в нашем случае: ребенок чувствует себя в безопасности, он не стесняется. Часто он верит, будто бабушка в самом деле не может понять, кто говорит за куклу, и учится говорить на разные голоса – то есть, входит в роль. Сделать ширму очень просто – возьмите, например, три боковые плоскости большой картонной коробки и обтяните их куском ткани или наклейте на картон звезды из разноцветной фольги. Такая ширма складывается и не занимает много места. Можно сделать несколько таких ширм-декораций к разным спектаклям.

Кукольный спектакль можно разыгрывать прямо на столе. В этом случае подойдут и обычные куклы, и марионетки – ими управляют с помощью веревочек. Это удобнее делать папе, стоя над столом-сценой. Кукла-марионетка может быть больше остальных персонажей и играть роль Великана.

Для кукольного спектакля возьмите хорошо известный ребенку сюжет. Например, если у вас девочка, подойдет сказка про Красную Шапочку. С чего там дело начиналось? Мама напекла пирожков. Вот вам и первая реплика готова.

Действие первое

Мама Красной Шапочки. Поставлю-ка я тесто, испеку пирожков с … (начинка на ваше усмотрение). А ты, дочка, пойдешь проведать бабушку и отнесешь ей пирожки.

Красная Шапочка.  А можно, мамочка, я буду тебе помогать?

После этого идете на кухню вместе и печете пирожки по нехитрому быстрому рецепту (дети обожают лепить из теста и с гордостью узнают свой испеченный корявый коржик в ряду ваших скучных стандартных изделий). Пока лепите пирожки – конечно же, общаетесь, разговариваете. Заодно решена проблема, где взять время на игры в куклы и на разговоры с детьми, когда надо готовить обед.

Действие второе и последующие

Возвращаетесь в комнату. Кукла Красная Шапочка идет по лесу к бабушке. В корзинке у нее лежат настоящие пирожки (слепите несколько совсем маленьких).

После того как вы несколько раз отыграли знакомый сюжет и ребенок хорошо запомнил все роли, введите элемент импровизации. Например, пусть на пути Красной Шапочки встретится Лесная фея и заведет с ней разговор. Или Колобок неожиданно наткнется на колючего Ежика. Куклу для новой роли переоденьте заранее, но не показывайте ее ребенку. Новый персонаж должен обращаться к тому герою, за которого говорит малыш. Поскольку по сценарию этих реплик нет, ребенку придется придумывать ответы на ходу. Только делайте это первый раз без зрителей. Когда это станет привычным, импровизируйте понемножку каждый раз и поощряйте такие попытки у ребенка.

Меняемся ролями

Сегодня вы были Волком, а ваш малыш – Зайцем, а завтра наоборот. Вчера ему нужно было убегать, а сегодня догонять. Так формируется понятие "разные интересы" и умение поставить себя на место другого – почувствовать себя в его шкуре просто буквально.

Ты говоришь – я молчу

Каждому "актеру" приходится дожидаться своей реплики, то есть говорить по очереди. Ребенок привыкает выслушивать чужую реплику до конца и только после этого начинать свою. Этот редкий навык очень пригодится ему в будущем. (Всегда ли у нас хватает терпения и такта выслушать человека, не перебивая?)

Подбираем музыку

Попробуйте подобрать музыку для каждого спектакля и мелодию для каждого персонажа. Запишите на диск и включайте негромко музыку во время представления. Если мелодия звучит, а герой не появился (вы его задержали), спросите тихонько у малыша: "Чья это тема, ты не помнишь? Кто должен сейчас появиться?"

Зрители

Зрителями могут быть свои домашние, а можно пригласить других детей. Есть еще один вариант. Если в вашем доме много детей, устройте дворовый кукольный театр, где у каждого ребенка своя кукла и для того, чтобы сыграть спектакль, надо собраться всем вместе – летом во дворе, зимой у кого-то дома. У этого варианта есть несомненные преимущества: восстанавливаются добрососедские отношения, практически утраченные в наше время, дружат дети.
Увлечение кукольным театром обычно заканчивается вместе с детством. Но навыки общения, импровизации, а главное – разговорные навыки остаются. Ведь это так важно – уметь разговаривать.

Растём и развиваемся с музыкой

Выполнила музыкальный руководитель Зубарева Е.Г.

      Известно, что музыка играет большую роль в развитии детей. Ребенок познает мир глазами и ушами. Мир насыщен звуками (шум волн, шелест леса, журчание ручья и так далее), цветами, формами и запахами - это рациональное целое для познания. Наблюдая за грудным ребенком мы отмечаем, какую радость испытывает ребенок от звуков, будь то голос матери или мелодия часов. Ведь музыка - это специфический язык. Как и присуще любому языку, он полон смысла, интонацией; артикуляционными и грамматическими особенностями. Поэтому очень важно воодушевлять детей музыкой. Нужно научить детей познать мир музыкальными жизнеощущениями. Первые музыкальные впечатления должны быть светлыми, логичными и не агрессивными. Ребенку важна мелодия, которую они смогут со временем попытаться повторить, то есть простые гармонии, приятные на слух. Идеально под все эти требования подходят произведения В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. И. Гайдна т. е. классические произведения. Помимо этого, в фонотеке очень желательны произведения А. Вивальди и П. И. Чайковского. К тому же дети явно неравнодушны к звукам человеческого голоса. Самый простой вариант - это купить "сборный" диск с популярными классическими ариями в исполнении таких звезд, как Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас и др. Не отказывайте себе и ребенку в удовольствии послушать классический джаз!  И последнее: ученые установили, что дети слушающие музыку менее агрессивны, более уверенны в себе и окружающей обстановке, у них увеличивается способность к концентрации.

Игры с солнечным зайчиком

Выполнила музыкальный руководитель Богданова Т.В.

Хочу предложить незатейливые игры с солнечным зайчиком, которые помогут быстро и без подготовки  разрешить трудную сложившуюся ситуацию, отвлечь его и переключить внимание. Можно организовать наблюдения на улице. Зная психологические особенности дошкольников мудрые родители часто прибегают к таким приемам.

Игра «Солнечный зайчик»

Ваш ребенок устал или отвлекается? Зафиксируйте солнечного зайчика  и обратите на него внимание  ребенка.

- Смотри, у нас гость! Кто это? Да это же солнечный зайчик, он хочет с тобой дружить. Он добрый, веселый и озорной.  

Поиграйте в «Догонялки»  с солнечным зайчиком.

- Как резво он прыгает, скачет, как лесной  серый зайчишка, только на него он не похож.

Рассмотрите его и сравните с серым зайчишкой (на картинке, либо игрушку) и поиграйте с пальчиками:

Солнечные зайчики   - растопырить пальчики

Где же ваши пальчики?

Ваши ушки поставить ладошки на голову

И хвосты, - повилять «хвостиками»

Спинки, - погладить спинки

Ножки, - погладить ножки

Животы? погладить животики

Круглые, как мячики, - прыжки на месте

Солнечные зайчики.

Прыгают, играют прыжки или бег врассыпную

Деток забавляют.

 

Если вам необходимо  сконцентрировать  внимание ребенка поиграйте в игру «Найди солнечного зайчика».

Ребенок отворачивается или  закрывает глаза. По команде (хлопок, звоночек, слово и т.д.) ребенок поворачивается и ищет солнечного зайчика. После нескольких попыток можно продолжать заниматься предыдущим занятием или игрой.

Солнечный зайчик может организовать игру-путешествие на улице,  направляя малыша с одного места на другое, закрепляя весенние приметы.

         Обратитесь к серии мультфильмов «Маша и медведь». Песня «Солнечные зайчики», исполняемая Машей, не оставит равнодушным вашего ребенка. 

Творим вместе

Выполнила музыкальный руководитель Кудряшова Л.П.

 

«Воображение, фантазия -

 суть свойства ума,

но ум, наделенный воображением,

просто воспроизводит,

а ум, наделенный фантазией,

 творит».

 

          Это было в 1763 году.

В Париже проходили необычные концерты. Когда публика собиралась, на сцену выходил семилетний мальчик. Он забирался на стул перед клавесином -старинным музыкальным инструментом.

— Господа! Каждый из вас может предложить Вольфгангу Амадею Моцарту - юному музыканту из Вены - любую мелодию, любую музыкальную фразу, и он тут же сочинит на предложенную тему пьесу и сыграет ее, - объявлял ведущий.

Сочинять во время игры на инструменте без нотной записи, без предварительного разучивания - значит импровизировать! Да под силу ли это такому маленькому ребенку? Между тем Вольфгангу давали клочок нотной бумаги с коротенькой музыкальной фразой. Мальчик брал несколько аккордов и... играл без единой запинки сложнейшую первую часть тут же сочиненной им сонаты.

— Не может быть! - не выдержал однажды один из слушателей, - у него колдовское кольцо! Оно движет его пальцами...

Мальчик с недоумением оглянулся и тут же снял с пальца тоненькое золотое колечко - подарок матери - и продолжал играть. Заданная тема росла и ширилась, переплеталась с новыми мелодиями, обрастала подголосками, приобретала все новые и новые звуковые краски.

Это была блестящая импровизация! Что же такое импровизация?

Импровизация является одним из приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Импровизация  (в переводе с латинского - неожиданный, внезапный) - сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения без предварительной подготовки.

А воображение -  это необходимый элемент импровизации.  Фантазия, воображение... Что это? По мнению Гегеля воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Воображение ребенка развивается постепенно по приобретению им определенного опыта. Важнейшим направлением в развитии воображения дошкольника является обогащение любой игры включением в нее творческих элементов.

 

Игра «Замри»

Среди любимых дошкольниками и очень полезных игр с элементами импровизации можно назвать игру «Замри». Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка, они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента.

Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что его воспитанник хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре — это уже творчество маленького человека.

 

Со временем, чтобы поддержать интерес к этой игре, можно вносить в задания новые занимательные элементы. Так, например, совсем иной окажется игра, если ребята встанут в круг, ведущий будет придумывать движения, а дети угадывать, что хотел показать ведущий.

 

Игра «Водяной»

По считалке выбирается «Водяной». Ему платком завязывают глаза, водят вокруг него хоровод и поют:
           Водяной, водяной,

 Что сидишь ты под водой?
           Выходи на бережок,

 Поиграй со мной, дружок!

Исполнив песню, дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи). Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую  на его взгляд. Лучший становится Водяным,  игра начинается снова.
         

В этих играх самое главное — что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий.

Таким образом, решается очень важная проблема - внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации.

  

Играйте с детьми, творите вместе с ними!

 

Литература:

 Исаенко В.П. «Игры наших детей» - Москва; ЮНИТИ, 1996;

 Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль; Академия развития, 1997;

Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика» - Москва; Линка – пресс, 2006.