Нестерова Валентина Михайловна, учитель-дефектолог

Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с задержкой психического развития – самая многочисленная категория детей. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения ЦНС, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической запущенности». Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. Поэтому проблема подготовки данной категории детей к школе и выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

В зависимости от того, по какой программе будет учиться тот или иной ребенок и в какую школу пойдет учиться, все будет зависеть от структуры дефекта самого ребенка, а также от того, как сработают все участники образовательного процесса, где главным координатором всей работы является учитель-дефектолог.

Программа, по которой я работаю, составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Основой для разработки учебной программы явились: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М.1985г.), «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М.2004г.)

В связи с утвердившимся в коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, дети с симптомами ЗПР направляются в коррекционные группы уже с 3-х летнего возраста. В практике моей работы дети поступают с 4-х лет.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено:

1) на создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, а также на развитие позитивных качеств личности каждого ребенка;

2) на преодоление (коррекцию) и предупреждение (компенсацию) вторичных нарушений развития;

3) на формирование определенного круга знаний, умений и навыков, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Это достигается за счет модификации общеобразовательных программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также – реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.

Учет соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности позволяют строить целенаправленную и четко структурированную программу индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут – это программа личностно-ориентированной коррекционно-развивающей работы с ребенком, которая учитывает специфику формирования психологических новообразований в норме и при отклоняющемся варианте развития и последовательность становления ведущей и типичных видов деятельности. Формирование структуры деятельности ребенка и ведущая роль взрослого являются основными факторами эффективности коррекционно-развивающей работы.

Индивидуальная программа разрабатывается по следующим направлениям:

- условия и правила проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье;

- содержание работы с ребенком по основным направлениям его развития;

- виды деятельности в целях формирования положительных форм взаимодействия с другими детьми;

- формы работы с родителями.

Общность основных закономерностей развития ребенка в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяет основные компоненты коррекционно-педагогической работы:

I. Диагностико-консультативный блок

II. Коррекционно-развивающий блок.

III. Социально-педагогический блок.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка и зоны его ближайшего развития. На основе полученных данных, а также с учетом общих возрастных особенностей детей, строиться коррекционно-педагогическая работа. В этот блок входят:

- знакомство с протоколами ЦД и К;

- психолого-педагогическая диагностика детей;

- оформление диагностической карты познавательной деятельности и разработка индивидуального образовательного маршрута;

- медико-психолого-педагогические консилиумы в течение года, где с динамикой развития ребенка знакомятся все участники образовательного процесса: воспитатели, врачи: педиатр и психиатр, психолог, инструктор по физкультуре и музыкальный руководитель, логопед и дефектолог, которые проходят три раза в год.

Следующий блок – коррекционно-развивающий.

В данном блоке выделены два направления работы:

Оздоровительное направление

Основной целью является:

- медикаментозная коррекция ребенка;

- совершенствование техники движений;

- воспитание положительного отношения к своему здоровью;

- формирование стремления к здоровому образу жизни.

В этот блок входят:

- осмотр врача педиатра и психиатра и назначение - специализированного лечения 2 раза в год, массаж – 2 раза в год;

- прием кислородного коктейля;

- лечение соматических заболеваний: ингаляции, тубус-кварц, физиолечение.

- физкультурные и музыкальные занятия со специалистами.

Воспитательно-образовательное направление содержит несколько разделов:

- Социально-нравственное развитие.

- Познавательное развитие;

- Развитие основных видов деятельности.

Основополагающим содержанием раздела является формирование положительного взаимодействия ребенка с взрослым и обучение его способам освоения и присвоения общественного опыта.

В этот процесс входят коррекционные занятия учителя-дефектолога и психолога по вышеуказанным разделам, которые работают над формированием психических процессов, развитием эмоционально-волевой сферы и продуктивных видов деятельности, а также коррекции звукопроизношения.

Умственная деятельность для ребенка с ЗПР является самой сложной, поэтому занятия по коррекции психических процессов являются основными для них. У этих детей значительно снижены: объем и произвольность внимания (они концентрируются всего на 2-3 минуты); восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени; зрительная и слуховая память, а логическое мышление не развито вообще. Почти у каждого ребенка нарушено звукопроизношение. Хорошо, если в запасе у него есть два года для обучения, то за этот период можно преодолеть значительную часть проблем. Значительная динамика развития ребенка достигается за счет взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ. Согласно новых федеральных требований изменилось планирование и подход к воспитанию и обучению дошкольников. У нас же в коррекционной педагогике дифференцированный подход к каждому ребенку способствует его дальнейшему развитию.

Пример

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дефектолог знакомит детей с лексической темой: «Домашние животные». Воспитатель на своих занятиях эту тему закрепляет с детьми через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. А также по данной теме работают психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. А в конце недели через тетрадь взаимодействия родителя и дефектолога данную тему ребенок закрепляет дома при выполнении определенных заданий (обязательно выучить стихотворение, ответить на ряд вопросов: «кто как голос подает», «назови родителей животных», «где проживают домашние животные», «наклеить или нарисовать животных»). И только через совместное  взаимодействие всех участников образовательного процесса у ребенка формируется целостное осознанное восприятие пройденной лексической темы (игры для пальцевой моторики с  шишками, карандашом, грецкими орехами и счетными палочками).

Реализация задач коррекционно-развивающегося блока осуществляется на занятиях, большинство из которых имеют интегрированный характер, что позволяет решать целый комплекс как общих, так и специальный задач.

Заключительный блок – социально-педагогический.

Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности удается максимально полно помочь проблемному ребенку.

Здесь выделены следующие формы работы с родителями:

Консультативно-рекомендательная форма, которая включает:

- подготовку педагогов образовательного учреждения к взаимодействию с родителями;

- ознакомление родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка.

Лекционно-просветительская форма работы включает:

- ознакомление родителей с содержанием коррекционно-педагогической работы в ДОУ через родительские собрания;

- активное включение родителей в подготовку и проведение праздников и досуговых мероприятий;

- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком включают:

1) изучение и коррекция родительских социально-психологических установок;

2) обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним;

3) выполнение заданий дефектолога через тетрадь взаимодействия родителя и ребенка (образцы работ детей и родителей).

Формы наглядного информационного обеспечения включают в себя:

- повышение педагогической компетенции родителей, через родительские уголки.

Разделы блоков объединены общими принципами и направлениями деятельности. Каждый раздел может быть реализован как самостоятельное направление коррекционной работы. Вместе с тем наиболее эффективной является сопряженная и поэтапно организованная работа по всем разделам и всех участников образовательного процесса, что определяется и характером структуры дефекта детей, посещающих наш Центр развития ребенка.

Эффективностью коррекционно-развивающей работы является успешное преодоление значительных проблем в развитии и освоение программы как коррекционной, так и общеобразовательной школы.

В диаграмме представлены результаты работы за 3 учебных года.

Итогом всей системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно-актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.

Психические процессы

Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире и обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.

В структуре восприятия выделяют: виды восприятия и свойства восприятия

Виды восприятия:

- простые

- сложные

- специальные

К простым видам относятся восприятие величины, формы и цвета предмета.

К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения.

Свойства восприятия:

- объем

- целостность

- структурность

- осмысленность

Восприятие ребенка носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать предметы. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером. В период с 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.

Ребенок дошкольного возраста учится помимо контура выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств /сенсорные эталоны/. Именно с такими эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый предмет в процессе работы с ним.

Такими эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма цветов.

Работа с эталонами - первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаз и ориентировочно-исследовательских движений рук.

Практические действия ведут к перестройке процесса восприятия и представляют второй этап.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.

Развитие восприятия дает возможность детям узнавать свойства объектов, отличать одни объекты от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Игры: «Чудесный мешочек», собери пирамидку, узоры, построй по образцу как я, «Найди игрушку по описанию» /говорится ее образ, а ребенок должен найти ее в комнате/, составь разрезную картинку, «Круг», «Квадрат», «Треугольник», «Подбери заплатку», «Найди одинаковые предметы», «Сравни предмет» /по величине, высоте, толщине, цвету/, «Какие предметы спрятаны в рисунке».

 

Внимание - это форма организации познавательной деятельности.

Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.

Выделяют три вида внимания:

- произвольное

- непроизвольное

- послепроизвольное

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко эмоционально. С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе обучения может возникнуть интерес, увлеченность вдохновение, которые снимают волевое напряжение. Это говорит о возникновении послепроизвольного внимания.

Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, за поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в учебной деятельности.

Можно определить уровень развития внимания:

- объем

- устойчивость

- распределение

- переключение

Объем внимания - это сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени.

Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всегопостороннего.

Противоположным устойчивости внимания является отвлекаемость. Распределение внимания - это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания - это сознательный переход от одного объекта к другому.

У детей дошкольного возраста внимание в основном непроизвольное. Психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 лет постоянно просить называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно и в течение длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их свойствах.

Объем внимания детей невелик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных объектах. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей. Нервные и больные дети отвлекаются чаще, чем здоровые.

Игры: «Найди одинаковые предметы», « Найди игрушку», «Что появилось», «Что потерялось», «Что лишнее», «Чего не хватает», « Найди отличия»

 

Память является одним из основных свойств личности и развития интеллектуальных способностей ребенка. Выделяют следующие типы памяти:

- наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов;

- словесно-логическая, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;

- эмоциональная, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

В зависимости от длительности хранения информации память бывает:

- кратковременная, когда материал запоминается быстро, но не надолго;

- долговременная, требующая больших усилий, но позволяющая сохранять информацию на долгие годы.

Память разделяют на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию /зубрежке/, а другая - к осмысленному запоминанию.

Необходимо помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Исследования психологов показывают, что во втором случае результаты в 20 раз лучше.

Иногда без всякого усилия, против воли человека «всплывает» в памяти тот или иной материал. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы. Такая память называется непроизвольной.

Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Люди различаются и тем, какой материал они запоминают. Музыкант успешно запоминает музыку - у него развита смысловая память, художник имеет высокоразвитую зрительную память, а у спортсменов развита память на движение /двигательная/.

Основные свойства памяти:

объем - сколько информации человек может сохранить;

прочность - на сколько долго человек сохраняет восприятие;

точность - на сколько правильно человек воспринимает воспринятое.

Особенности памяти дошкольников

Одним из ранних проявлений памяти является узнавание. Младенец узнает свою мать, затем других людей, близких, улыбается им. На первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые и зрительные.

Двигательная память является основой, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующем возрасте двигательная память усложняется. Ребенок учится писать, читать, ходить на лыжах, бегать на коньках. Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства: удовольствие или неудовольствие оттого, что он увидел, сделал, получил. На этих чувствах строится вся система педагогического воздействия.

К 5-6 годам у ребенка формируется произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти /для ЗПР обязательно/ на протяжении дошкольного периода формируется и словесно-логическая. Задача взрослых -ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Развитию памяти у дошкольников способствуют:

- разучивание стихов;

- рассказывание сказок;

- наблюдения на прогулке.

 

Мышление - познание человеком окружающего мира осуществляется через чувственное познание и абстрактное мышление.

Чувственное познание - это все окружающие нас предметы, воздействующие на органы чувств и вызывающие ощущения, восприятия, представления.

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств /запах цветка, t° воздуха/.

Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств /Яблоко - с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем такие свойства как форма, цвет, с помощью вкусового анализатора определяем вкус, с помощью обоняния можем обнаружить фруктовый запах. В результате создается целостное отражение предмета/.

Представление - это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме /Яблоко, его нет перед нами, но мы можем его описать/.

Законы окружающего мира, сущность предметов мы познаем посредством абстрактного мышления.

Основные формы абстрактного мышления:

Понятия - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса предметов. Понятия выражаются словами /стол, стул и др./ Основными логическими приемами формирования понятий является:

- анализ;

- синтез;

- сравнение;

- абстрагирование;

- обобщение;

- классификация.

Сравнение - мыслительное установление сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Классификация - распределение предметов по группам, где каждая группа имеет свое место. Классификация производится по существенным и несущественным признакам.

Суждения - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах (ученик Петров — отличник).

Умозаключения - форма мышления, посредством которой из одного суждения, мы делаем выводы и получаем заключение.

 

Литература:

1. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. М.1996.

2. Басова А.В.,  Тихомирова Л.Ф.  Развитие логического  мышления у детей. МЛ 998.