Коркина Наталья Николаевна, учитель-дефектолог

Непосредственно образовательная деятельность по формированию ценностной картины мира, расширению кругозора

Старший дошкольный возраст, коррекционная группа

Образовательная область: Познание.

 

Вид НОД: Ознакомление с окружающим миром.

 

Тема: «Лето красное, лето безопасное» (Безопасность ребёнка у водоёмов).

 

Интеграция с другими образовательными областями: социально  - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.

 

Цели и задачи НОД:

 

Познание

Обобщить знания детей о правилах безопасного  поведения у водоёмов. Объяснить причины несчастных случаев на воде; дать представление  о правилах поведения в случае опасности. Формировать умение определять пространственное расположение  предметов и направление движения относительно воспринимающего  объекта (закрепить понятия «справа» и «слева»; пространственные предлоги «под», «на»; выполнять серии движений в пространстве по речевой инструкции). Развивать  слуховую, зрительную, тактильную память; формировать наглядно -  действенное мышление,  учить выполнять операции сравнения и  обобщения. Развивать   воображение, внимание, фантазию, наглядно – образное и наглядно - действенное мышление.

 

Социально-коммуникативное развитие

Формировать основы безопасного поведения у водоёмов в летний период, принятых в обществе не зависимо от их желания. Развить  навыки  межличностного  общения  ребёнка с детьми и взрослым в процессе  совместной деятельности. Воспитывать самостоятельность, обучать поэтапному планированию действий. Развивать  эмоциональную  отзывчивость, желание прийти на помощь попавшему в беду человеку.

 

Речевое развитие

Развивать  фонематический  слух;  обогащать  активный словарь  по теме «Лето. Водоёмы». Развитие связной, монологической и диалогической речи. Учить составлять сложные  предложения с опорой на схемы, согласовывая существительные с  прилагательными в роде, числе и падеже. 

 

Художественно-эстетическое   развитие

Учить наблюдать за изменениями  в живой и неживой природе с приходом лета, замечать её красоту.

Воспитывать бережное отношение к природе (озеру, лесу, насекомым, птицам). 

Физическое развитие

Развивать  общую и мелкую  моторику, координацию  движений. Поощрять желание вести здоровый образ жизни (прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливающие процедуры).

 

Оборудование:  картинки с изображением главных   героев мультфильма «Маша и Медведь»; плакат с изображением озера Чебаркуль;  фигурки  мамы и детей; карточки с изображением правил поведения на водоёмах; цветные деревянные пластины (красного, жёлтого, зелёного и синего цвета); фотография спасателя; фотографии – опоры с изображением предметов (берег озера, заросший травой; девочка в косынке; лодка; спасательный круг); цветные карандаши; раскраски с изображением спасательного круга; музыкальное  сопровождение (музыка для расслабления).

 

Содержание образовательной деятельности

1. Сообщение темы занятия:

- Какие четыре времени года вы знаете? О каком времени года говорится в загадке:

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купаться приглашаю.

И любите за это Вы все меня, я…(Лето).

Правильно, это время года – лето. Как мы его ждём, когда за окном льёт осенний дождь, когда бушуют метели и трещат зимние морозы!

Ребята, а вы любите лето? Почему (чем) оно вам нравится?  Ответы  детей: Летом  цветут цветы;   - можно  купаться и загорать;  - ловить рыбу;  - можно увидеть разных насекомых: бабочек, пчёл, жуков;   - летом много зелени;  - можно ходить в лес за ягодами). 

К  нам в гости пришли Маша и Медведь. (На доску прикрепляются  рисунки сказочных персонажей).  Маша просит  Мишку отпустить её одну на озеро, но   Мишка говорит: «Нет», потому что Маша не знает правила  безопасного поведения на воде.   Давайте  вместе с Машей вспомним эти правила.

 

2. Составление правил безопасного поведения на водоёмах (озере) по опорным рисункам – схемам. 

На  доске – плакат с изображением озера (синего цвета), солнца и берега (жёлтого цвета). Педагог прикрепляет на доску фигурки людей (взрослого и двух детей).

 

Педагог:  На   берегу  какого озера расположен  наш город? (озеро Чебаркуль -  «пестрое озеро»). Какие  озёра находятся рядом с нашим городом (озеро Кисегач, Еловое, Теренкуль,  Мисяш). Мы с вами пойдем отдыхать на берег озера Чебаркуль. Мама с детьми пришла на пляж и попросила детей надеть на головы кепки. Зачем нужно надевать головные уборы летом? 

Демонстрируется  карточка  с Правилом №1(Приложение 1) « Без взрослых на озеро ходить нельзя. В солнечную погоду всегда надевай головной убор». Дети повторяют правило своими словами.

 

Правило №2 «Нельзя купаться в незнакомых местах» Как вы думаете, почему? 

Правило № 3 «Если не умеешь плавать – не заходи глубоко в воду». Обязательно попросите родителей, чтобы они научили вас плавать. Человек, умеющий плавать, уверенно чувствует себя в воде. Используйте при плавании спасательный круг.

 

3. Физминутка:  «Волны» проводится под спокойную музыку, имитирующую шум прибоя.

Педагог предлагает встать в круг и взяться за руки – сделать большое озеро.  Вода в озере спокойная (дети плавно разводят руки в стороны).

Но вот налетел легкий ветерок и стал играть с водой. (Движения кистями вверх – вниз).

Понравилось ветерку играть с водой, подул он сильнее. Вода в озере забурлила, заплескалась, засверкала. ( Движения кистями становятся быстрее).

 

Но вот ветер наигрался и стих. Опять водная гладь спокойна.   (Плавные движения руками в стороны). 

Правило №4  «В воде нельзя баловаться и мешать  другим  людям плавать». Если человек тонет, нужно позвать на помощь родителей или спасателя. (На доске – фотография спасателя). Кто такие спасатели? (ответы детей).

Спасатели наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо, человек начал тонуть.

Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: "Тону!" – если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь.

 

Правило №5    Нельзя пить воду из водоёмов. Маша спрашивает, почему животные могут пить воду из  озера, а люди нет? 

 

4. Упражнение на активизацию словаря (согласование имён существительных, глаголов   с прилагательными в роде, числе, падеже).

Мы с вами повторили правила поведения на озере, теперь можно и поиграть в игру «Каждый знает…» Закончите фразу, каждый раз подбирая новые слова:

 - Каждый знает, что жёлтым на пляже бывает…    

- Каждый знает, что летом полезным  бывает…. 

- Каждый знает, что  опасным бывает….      

5. Упражнение на развитие зрительного восприятия (цвета)  и ориентировки на плоскости.

Перед вами лежат разноцветные пластины (плашки). Возьмите в правую руку пластину цвета травы на лугах, а в левую – такого же цвета, как солнце.

 

Положите перед собой пластину красного цвета. Слева положите пластину синего цвета, а справа – жёлтого цвета. Пластину  зелёного цвета положите  на   красную. (При необходимости педагог помогает детям выполнить задания).

6. Задание на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

Педагог:  - Перед вами лежит рисунок спасательного круга. Возьмите цветные карандаши  не зелёного и не синего цвета (красный и жёлтый) и раскрасьте спасательный круг. (При затруднении в определении  используются цветные пластины).

 

7. Упражнение на развитие слухового восприятия и памяти.

Игра: «Маша мечтает». Узнаем, что думает Маша о том, как нужно себя вести на озере. Если она отвечает правильно, мы хлопаем в ладоши, если нет – грозим ей пальчиком.

Можно:

- Ловить с берега рыбу удочкой.

- Купаться только в знакомых местах.

- Пить воду из озера.

- Загорать на берегу в косынке.

Итог занятия: Упражнение на развитие наглядно – образного мышления и развитие речи.

На доску вывешиваются фотографии – опоры с изображением предметов (Берег озера, заросший травой; девочка в косынке; лодка; спасательный круг).

- Посмотрите на картинки. Какое правило поведения на водоёмах вы вспомнили, увидев эти фотографии. Расскажите об этом правиле. (Дети выходят к доске и рассказывают об одном правиле).

Вы много интересного и полезного узнали на занятии и об этом расскажите завтра друзьям. А Маша  и Миша расскажут об этих правилах лесным жителям.

 

Список  литературы

1.Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз. Развитие пространственного восприятия у детей: 6-8 лет. – М. ТЦ Сфера,2004.

2.Т.А. Ткаченко  Логопедические упражнения. – М. Эксмо,2013.

3. vseodetyah.com

 

 

Приложение 1

Непосредственно образовательная деятельность по формированию ценностной картины мира, расширению кругозора

Старший дошкольный возраст, коррекционная группа

Образовательная область: Познание.

 

Вид НОД:Формирование ценностной картины мира,  расширение  кругозора.

 

Тема: «Выборы в  сказочной  стране».

 

Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

 

Цели и задачи НОД:

 

Познание.

Познакомить  детей  старшего дошкольного  возраста в соответствующей  их возрасту форме с  основами  избирательного  права (выборы, голосование, избиратель, кандидат). Дать  детям первичные  представления  о значимости  выборов.  Формировать  представления  о России,  о Челябинской  области, о Чебаркуле («Моя малая Родина»). Развивать  слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную память; формировать наглядно-действенное мышление,  учить выполнять операции сравнения и  обобщения. Развивать   воображение, внимание, фантазию.

 

Социально-коммуникативное развитие.

Формировать навыки  межличностного  общения  со  сверстниками  и взрослыми в  процессе  совместной  деятельности.  Закреплять  навыки   культурного  поведения в общественных местах. Воспитывать  гражданскую ответственность. Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к выборам.

 

Речевое  развитие.

Обогащать  активный  и пассивный  словарь  детей; фонематический  слух. Учить  воспринимать  на слух  стихотворения; объяснение  инструкций. Закреплять традиции семейного чтения художественных произведений (сказок, стихов). Развитие  связной  монологической  и диалогической речи.

 

Художественно-эстетическое  развитие.

Воспитывать  любовь  к художественной литературе; закреплять  представления  о сказочных  героях. Учить  сопереживать  персонажам  художественных  произведений, анализировать их поступки.

 

Физическое  развитие.

Развитие  общей и мелкой  моторики. Формирование  предпосылок  к здоровому образу  жизни; навыками  правильного питания.

 

Подготовительная  работа: чтение  художественных  произведений  А.  Толстого «Приключения Буратино»;  «Три  поросёнка» (версия С. Михалкова);  Ш. Перро «Кот  в сапогах»,  «Золушка»; Н.  Носова «Приключения Незнайки  и его друзей»; анализ  прочитанных  произведений; составление  характеристик  сказочным  героям. Знакомство  с физической картой Челябинской  области. Уточнение  представлений о символах  Российского  государства (флаге, гимне).  Изготовление  из цветной  бумаги  «сердечек». Коллективное  рисование карты Волшебной страны.

 

Оборудование

Оборудование: карта Челябинской  области; карта Сказочной  страны (нарисованная), Российский флаг; аудиозапись  гимна России;  портреты  сказочных  героев: Карабаса-Барабаса,  Незнайки, Трёх  поросят,  Кота в сапогах, Волшебницы  Стелы; урна (ящик  для голосования); бумажные «сердечки»;  бюллетени для голосования; ширма для голосования; резиновый мяч.

 

Содержание образовательной деятельности:

Организационный момент

Ведущий:   Вы любите путешествовать? Предлагаю  вам отправиться в гости к сказкам. Устраивайтесь   поудобнее…..  В некотором царстве, в некотором  государстве, за  морями  и лесами  находилась  Сказочная  страна. В этой  стране жили  герои  разных  сказок: Кот  в сапогах, Буратино,  Белоснежка, Змей  Горыныч  и  другие  жители.  В этой стране  никто никогда не  ссорился, не обзывался и не воевал.  Жили-поживали  герои  дружно  и счастливо. Сказочной страной руководила  умная и   добрая волшебница  Стела. На доске вывешивается  карта Волшебной страны.

Как-то ранним  утром Стела собрала  всех жителей страны на Большой  поляне и сказала: «Дорогие друзья! Я уже  много лет  управляю   Сказочной  страной.  Я стала  старенькой  и очень  устала. Поэтому вы должны выбрать  себе другого  руководителя. Он должен  быть смелым, храбрым, умным, честным.  В нашей  стране должны  пройти  выборы. Выборы – это мероприятие, на котором жители  страны или города определяют голосованием самого честного и хорошего человека руководить  страной или городом.

Педагог:  В нашей стране России  тоже  проходят выборы. 14 сентября 2014 года жители нашей Челябинской  области  будут выбирать  губернатора (человека, который будет  руководить нашей областью).

Ведущий: Задумались  жители  сказочной  страны: «Кого же  выбрать главным  в стране?» Волшебница  Стела рассказывала: «Герои  сказок, которые хотят  стать  руководителями  страны, называются  кандидатами.   Кандидат должен  составить план  действий, в котором расскажет, что будет  делать  для того, чтобы  людям  лучше  жилось. Пусть  каждый, кто хочет стать кандидатом, расскажет  нам  завтра  о себе».

На  следующий день  жители Сказочной страны   снова собрались на Большой поляне. Стать кандидатами захотели  Карабас-Барабас,  Три  поросёнка, Незнайка,  Кот  в сапогах. Каждый  из них  рассказал  о том, что  он хочет  сделать, если его выберут  руководителем страны.

Карабас-Барабас

Я опасный, я ужасный,

злой и жадный  Карабас!

Если  стану самым  главным –

накажу вас  в тот же час.

Спать  вы будете, ребятки,

утром, днём  и вечером,

Потому что больше вам

делать  будет нечего.

Не пойдёте вы в кино

и не станете гулять,

Книжки  интересные

                       вам не дам читать!

Три поросёнка:

Очень  дружно мы живём,

Только песенки  поём.

Вместе  станем веселиться,

И не будем  мы учиться!

Незнайка:

Научу я вас играть,

Прыгать, бегать и скакать.

Птичьи  гнёзда разорять,

Кошек и собак гонять.

Брюки новые порвём – 

Очень весело  живём.

Кот  в сапогах:

Очень умный и весёлый.

Знаю всё на  свете:

Куропаток я поймаю,

Отнесу всё детям.

Я спортзал для всех построю,

Две больницы, школу.

Чтобы дети все росли

На всю жизнь  здоровыми!

Педагог:  Кандидаты в губернаторы  Челябинской  области  тоже  составляют  свой план, программу действий и рассказывают  об этом  людям. Важно, чтобы кандидаты всегда говорили  правду и выполняли  свои обещания.              Ведущий: Очень  задумались  жители  страны – кого же им выбрать? Кто больше нравится? Волшебница Стела  говорит: «Все  остальные жители  страны  называются  избирателями. Избиратели – это  люди, которые  выбирают  лучшего кандидата».

Педагог:

 Ребята, ваши  родители, бабушки  и дедушки  тоже избиратели. Каждый  человек  имеет  право выбирать  и быть  избранным. Избирателем  может  стать  человек, которому  исполнилось 18 лет.

Физминутка

 Ведущий:   У меня в руках мяч,  поиграем  в игру  «Фантазёры». Каждый из вас знает правила, которые необходимо соблюдать на улице, дома, когда общаешься с другими людьми. Сейчас я предлагаю вам встать в круг. У кого в руках окажется мяч, пусть бросит его и скажет: « Я хочу, чтобы в сказочной стране было такое правило…» (Например, в сказочной стране нельзя обижать маленьких, необходимо соблюдать правила дорожного движения)

Ведущий:  Волшебница Стела  показывает  жителям страны лист  с фотографиями  всех кандидатов (бюллетень). Избирателю нужно  нарисовать  солнышко  только напротив  одного героя  -  кандидата. Затем избиратель  опускает  свой листок (бюллетень) в специальный  ящик  для голосования (урну). Все слова Волшебницы ведущий сопровождает  действиями.

 Педагог:  Для взрослых выборы  проходят выборы на избирательных участках, где выдают бюллетени (листы) для голосования. В них нужно отметить кандидата, за которого избиратель хочет проголосовать и опустить бюллетень в урну. Затем избирательная комиссия достаёт бюллетени из урны и подсчитывает голоса.

Ведущий:  Волшебница Стела напоминает нам,  что выборы будут  проходить  только один день.  Кто опоздал, тот голосовать не будет.

Ведущий: Ребята, сегодня  вы станете  избирателями  в Сказочной стране. Возьмите бюллетени  и подумайте, за кого вы хотите проголосовать. Кто вам  понравился больше всего. А теперь каждый    проходит  за ширму и напротив своего героя – кандидата нарисует  солнышко и опустит  бюллетень в урну. Молодцы, все проголосовали.  Избирательная комиссия подсчитывает голоса.

Ведущий:  Сейчас  Волшебница Стела  назовёт имя сказочного героя, который победил на выборах. Поздравляем! (Демонстрируется фотография  победителя).  Он будет руководить сказочной страной и станет (каким руководителем?)… Предполагаемые  ответы детей:   добрым, смелым, умным, сильным, находчивым, честным, мудрым.

Выборы в сказочной стране состоялись. Осенью  в нашей Челябинской  области состоятся выборы губернатора.  Выбирать  губернатора  будут Ваши родители. Расскажите им, как проходят  настоящие выборы.

Итог:

На доске висит  карта сказочной страны, где счастливо будут жить  герои сказок. Представьте, что эта карта – наша Челябинская область.  Давайте  возьмём  красные  сердечки  - символ любви  к родному краю (дети заранее вырезали из цветной бумаги) и приклеим  на карту Челябинской области. Так мы всем расскажем  о том, что наш край – самый любимый! Дети  подходят  к карте и прикрепляют  на карту сердечки.

 

Литература

1. Борисова О.   Правовое воспитание дошкольников // Ребёнок в детском саду. № 4 2002, с. 77

2. Степанов В. А. Моя Родина – Россия / - М.: «Фламинго», 2004.

3. doshkolnik.ruprezentacii/9125-vibory.html