Богданова Татьяна Владимировна, музыкальный руководитель

Праздник "Малахитовая шкатулка"

(в рамках реализации программы «Наш дом - Южный Урал»)

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

 

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное и речевое развитие,  социально-коммуникативное развитие,  физическое развитие.

 

Цель: Способствовать воспитанию  и развитию  детей на идеях народной педагогики.

 

Задачи: Приобщать детей дошкольного возраста к художественному  наследию уральских писателей - сказам Бажова. Закреплять познавательный материал в совместной и самостоятельной деятельности детей. Обогащать впечатления детей  через творчество уральского сказочника Бажова. Расширять кругозор детей, продолжая знакомство с родным краем.  Развивать творческое воображение.

 

Предварительная работа: беседы о Родном крае, знакомство с творчеством Бажова,  чтение его «Сказов». Разучивание на музыкальных занятиях хороводов и песен.

 

Роли исполняют: Ведущая, Хозяйка Медной горы – взрослые; ящерки - змейки дети, Катя и Данила – куклы-бибабо.

 

Оборудование:  крылья и шапочки птиц-журавлей; ширма театральная; 2 разноса с «золотыми» слитками (по количеству конкурсов на каждом); короны с вкраплениями самоцветов; 2 имитации колодцев, несколько кочек, 2 ковшика; 2 красных платочка,; 2 разрезных каменных цветка;

 

Звучит народная музыка. Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая:          Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Дети, как вы думаете, что такое Родина?

Очень точно говорят о Родине пословицы и поговорки.

Родина любимая, что мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне и весна не красна.

Жить – Родине добром служить.

Родина – мать, чужая сторона – мачеха.

Высоко в небе караван журавлей летит. Журавли много летают, много видят. Интересно спросить у журавлей, где же лучшая земля?

Песня – инсценировка « Облетал журавель»

Ведущая: А как называется наш родной край в котором мы живем? Суровый наш край Уральский. Короткое, часто холодное лето и долгая продолжительная зима.  Но зато по праву называют наш край сказочным, не только за красоту гор, лесов и озер. Но и потому, много с давних времен легенд да сказов ходит, о здешних местах. Помните мастера по малахитовому делу? Данилой звали. Золотые руки были у парня, работал на диво, ловко, да споро.

(Звучит музыкальное вступление к сказке)

И приглянулась ему одна девушка – Катерина. Ну и он ей по душе пришелся. Только стала Катя замечать: ходит Данилушка задумчивый, да невеселый…

(На ширме появляется Данила)

Катя: Ты, Данилушка, здоров ли? Уж не потерял ли чего?

Данила: Потерять не потерял, Катенька, а найти не могу. Чаша мне покою не дает!

Катя: Та самая, что для барина делаешь?

Данила: Она. Трудности много, а радости-то и вовсе нет.

Катя: Тебе-то что. Сделал, да и сделал.

Данила: Гладко да ровно, узор чистый, а красота-то где? Кого эта чаша обрадует? Наскучило мне, надоело, того и гляди – молотком по ней стукну

Катя: Что ты, Данилушка, тебя наш приказчик Северьян  Кондратьич, со свету сживет.

Данила: Охота мне, Катя, такую чашу сделать, чтобы камень всю красоту свою показал. Хочу по цветку чашу вырезать!

Катя: Чего лучше! Хороши больно цветы у нас, хочешь, принесу тебе цветов?(Катя поет песню) (шутливо)А ты и спасибо за цветок не скажешь?

Данила: Не о лесном цветке я думаю…

Катя: (настороженно) А о каком же?

Данила: Есть один такой… только не всем он в руки дается! Еще дедушка о нем мне рассказывал.

Старики слыхали - глупым невдомек 

Есть на белом свете каменный цветок!

Там, где не услышишь стука топора,

Вьюжится до неба Медная гора.

Катя: Не поминай о Медной горе, сам небось знаешь, кто там живет…

Данила:   К ней ты без утайки смело подойди,

Поклонись Хозяйке, в гору ту войди…

Не дурман, не зелье – тьма одна кругом.

Ямы да ущелья. Горный бурелом.

Катя: Ой, страсти какие!

Данила:  Ты, иди, не бойся – долог будет путь.

От живого скройся, о земном забудь…

Вдруг блеснет, зажжется яркий огонек,

Ты во тьме увидишь Каменный цветок!

Не сорвешь его ты, в руки не возьмешь,

Но уйти, не сможешь, глаз не оторвешь!

С этакой красою сдружишься навек…

Катя: (со слезами)  А в деревне скажут: сгинул человек!

 Забудь ты о цветке, Данилушка! И о Хозяйке не думай! Не вернешься от нее.  (плачет)

Данила: Не плачь, Катенька, Может и Хозяйки – то нет никакой! Сказки одни!

Катя: Не пущу я тебя никуда, не пущу!

Данила: Глупая ты, Катенька… Мне без Каменного цветка и житья нет.

(Катя уходит, Данила остается. Появляется Ящерка на камне)

Данила: Да ведь это… сама Хозяйка !

Хозяйка: Ты что, Данила – мастер, на мою красоту издали любуешься? Подойди поближе, не бойся!

Данила: Или чудится мне это, а на деле нет никого!

Хозяйка: (смеется) Что, Данила – мастер, не выходит твоя чаша?

Данила: Не выходит…

Хозяйка: А ты не вешай голову, еще попытайся!

Данила: Не могу больше, измаялся весь! Покажи каменный цветок!

Хозяйка: А не боишься со мной пойти?

Данила: Не боюсь! (Песня Хозяйки)

Ведущая:  (читает на фоне музыки) Куда не идет Хозяйка, все ей открыто.  И Данила с нею. Как комнаты большие под землей, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. Одним словом изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней, на Хозяйке. Меняется. То блестит, будто стекло, то вдруг скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает… тут зашумело что-то, как осыпь земленая. Глядит Данилушка, а стен никаких нет. Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика – камня. По низу трава – тоже каменная. Лазуревая, красная, разная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идет. И выводит Хозяйка Данилушку на поляну. По ней кусты черные, как бархат. И на кустах этих колокольцы  малахитовы и в каждом сурмяня звездочка. (Хозяйка с Данилой стоят перед цветком)

Хозяйка: Ну, Данила – мастер, поглядел на цветок?

Данила: Красота-то какая! Не найдешь ты камня, чтобы так-то сделать.

Хозяйка: Оставайся у меня, дам такой камень.

Данила: Останусь.

Хозяйка: Смотри, потом жалеть будешь!

Данила: Не буду!

Хозяйка: Мой ты, теперь, Данила-мастер!

(Декорации меняются. На ширме появляется Катя, она грустит)

Катя: Пойду в гору! Под землю спущусь, жизни лишусь, а Данилушку спасу! Данила, отзовись!

Эхо: -ись, -ись, -ись!

Катя: Отзовись, Данилушка.

Эхо: -шка, -шка,-шка!

Катя: Нет его,  нигде нет! (Появляется Хозяйка)

Хозяйка: Ты зачем в мои владения забралась? Чего тебе? Камень что-ли хороший ищешь? Любой бери, да уходи поскорей.

Катя: Не надо мне твоего мертвого камня, подавай мне живого Данилушку, где он у тебя запрятан?

Хозяйка: Что еще скажешь?

Катя: А то и скажу, подавай Данилушку! У тебя он, у тебя…

Хозяйка: (смеясь) Ты, дура-девка, знаешь ли ты с кем говоришь?

Катя:  Не слепая, вижу! Только не боюсь я тебя, каменную.

Хозяйка: А вот послушаем, что он сам скажет! Эй, Данила-мастер, иди-ка сюда! (появляется Данила, увидев Катю, бросается к ней)

Данила: Катя!

Катя: Данилушка!

Хозяйка: Погоди ты, Данила, выбирай как быть? С нею пойдешь или…

Данила: (перебивая) С нею! С Катей…

Хозяйка: А как же цветок каменный? Ведь тогда все мое забыть придется.

Данила: (огорченно) Забыть?

Хозяйка: Здесь останешься – твоим цветок будет. А о ней и о людях думать перестанешь!

Данила: Не могу я без людей жить. А ее каждую минуту вспоминаю.

Хозяйка: Твоя взяла, Катерина!

Данила: Пойми, нельзя без людей жить…

Хозяйка: Бери своего Данилушку. А за удальство, да за твердость твою  вот тебе подарок: пусть у Данилы все, чему он здесь научился. В памяти останется. Ну, прощай, Данила-мастер. Не обзарился ты на мои богатства, не променял на них свою Катеринушку…

(Данила с Катей низко кланяются ей. Хозяйка исчезает.)

Данила: Вот она какая. Медной горы хозяйка! (Уходят. Раздается сильный грохот)

Ведущая: Ой, что это? Будто горы раздвинулись. (Появляется Хозяйка)

Танец ящерок с Хозяйкой Медной горы.

Хозяйка: Здравствуйте, сказывайте, признали вы меня?

Ведущая: Как же тебя не узнаешь?

Хозяйка: Пугаться меня не надо. Я вам худого ничего не сделаю.

Ведущая: Да мы не из пугливых!

Хозяйка: Значит, говорите, не боитесь? А мне такие и надобны. Вот я вас испытаю: хорошо ли вы свой Уральский край знаете, слышали  ли сказы наши? Дружбу, смелость, да мастерство ваше проверю. А перво - наперво покажите как петь, да плясать умеете!

Хоровод « Ой, вставала я ранешенько»

Хозяйка: Молодцы, дети! Славен наш Урал богатствами земными, да людьми умелыми. Но бывало и здесь, на уральской земле людишки водились до золота жадные. Вот и хочу проверить, как вы за золото драться будете. Не будете, говорите? Правильно делаете. Только не всякая драка человеку в покор, за иную и наградить можно. Вот и вы «драться» станете, чтобы ловкость, дружбу, да смекалку свою проявить. Коль по правилам играть будете, золотой камень покажу вам, а коль зависть, жадность или еще что плохое проявите. Черный камень получите. Кто знает, как парнишек зовут, которые в сказке «Голубая змейка» из-за золота подрались? А что такое артель?  Так вот, ваша артель называется лапки – пужанки, а ваша – лейки – шапочки. Чья артель камней золотых больше наберет, та и надежней. А ну-ка, выходите по-одному из артельки  «лейки» и «лапки». (Хозяйка хлопает в ладоши, Ящерки приносят по 2 обруча) В сказке голубая Змейка золотым обручем от черной беды ребят огораживает. Вот и вам 2 обруча. Кто первый догадается как разъединить  их можно, тот и камень золотой получит. Опускать руку, либо перехватывать обруч нельзя. (Обручи подают так: в левую руку берется меньший, правую руку нужно просунуть в обруч, который в левой руке. Обручи разъединяются)

Игра «Обручи»

Хозяйка: Вот и молодцы! Не из-за корысти, либо жадности камень золотой добывали, а ловкость, да сноровку свою показывали. Получай камень для своей  артельки. А за то, что правильно парнишечек назвали, также по камушку золотому получайте. Много каменьев дорогих у меня есть. (Показывает) помогите-ка мне их на подносы собрать. По рядам камушки передавайте. Только не хитрите. надо чтобы у каждого артельщика камушек побывал. Сначала поднос передавайте, чтобы было куда складывать. Чья артель раньше камни на поднос сложет, да ко мне поднесет, та и камушек драгоценный получит.

Игра «Подай камень»

Хозяйка: Первая ваша артель камни собрала – вам тир камушек золотой. Хочу посмотреть ка ваши девоньки камешки мои самоцветные знают. В шкатулке моей на голову уборы  из разных драгоценных камней есть. Наряжайтесь-ка, красавицы, да смекайте – какой камень в короне вкраплен? Я  танец буду заводить. Как кликну «малахиты», так те девочки, у коих на головках короны с малахитовыми украшениями, за мной пойдут. Так по очереди все камушки присоединятся.

Игра – хоровод «Определи камни»

Хозяйка: А про бабку – Синюшку, да про ее колодец слыхали? Многие из того колодца водицы испить хотели, да нелегко это сделать, потому что непростой это колодец! А среди вас нет ли гораздых, да удалых, которые из того колодца ковшиком зачерпнуть хотят? Выходите из каждой артельки по парнишке. Вот вам ковшичек. Прыгайте с кочки на кочку. А как на последнюю кочку прыгните, ковшичком-то и зачерпнете из колодца. Коль у кочки упадете. То другой раз в колодец лезть неположено. (Ящерки выносят колодец и кочки. Мальчики по-очереди выполняют задания. Если пара не справилась – вызывают другую: «Тяжело из колодца водицу черпать, поэтому за удаль твою два камушка золотых положу.

Игра «Синюшкин колодец»

Хозяйка: Данилу – мастера, небось, не забыли? Который в горе каменный цветок сделал? А посреди авс нет ли мастеров, которые к поделкам каменным интерес проявляют? А если есть, так выходите по одному мастеру из каждой артельки. Погляжу кто из вас лучше Каменный цветок изладит, листочки там и прочее на место приладит, соберет. Да шибко-то не спешите: не на быстроту цветок ладьте, а на красоту!

Игра-конструктор «Каменный цветок» (из деталей)

Хозяйка: Пока мастера наши каменные цветы ладить будут, я вам про девчонку махонькую напомнить хочу, Огневушкой-поскакушкой ее люди зовут. А уж пляшет-то  она до того легко и весело, что и высказать нельзя. Выходите сюда из каждой артельки по девчонке, да спляшите. Вот вам красненькие платочки на огонек похожие. А вы, дети, помогайте им. Пойте:

«У меня тепло, у меня светло!

Красно летечко! Красно летечко»

 А ну, попытайте (хором поют-пробуют) А кто лучше петь, да плясать будет, тот  получит золотой камешек. А я глядеть буду кто громче петь станет, да веселее плясать.

Танец на р.н.м. «Я на горку шла»

 

Хозяйка:  Вот и еще вам золотой камушек прибавился. А вы не больно за свою артельку стояли, не очень и в пляске друзьям помогали.  А не пора ли на работу мастеров взглянуть? Добрые из вас мастера будут, славные умельцы! (дает камушек) настало время поглядеть: чья артелька дружнее, да ловчее, сосчитайте, сколько у вас камней? Дружнее оказалась артелька… знать поймала вас живинка. А все потому, что вы не к низу глядели на тою что сделано, а кверху, как лучше делать надо. Тут живинка вас и подцепила. Она, понимаете, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет. Ну, теперь прощайте. Помните Хозяйку Медной горы, почаще ко мне в сказы заглядывайте. А каменья оставлю вам в дар от меня. Подивите ими людей.

Развлечение «Край любимый – край родной!»

(в рамках реализации программы «Наш дом - Южный Урал»)

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

 

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное и речевое развитие.

 

Цель: Способствовать воспитанию  и развитию  детей на идеях народной педагогики.

 

Задачи: Обогащать музыкальные впечатления детей  через творчество уральского композитора П.И.Чайковского. Приобщать детей дошкольного возраста к художественному  наследию уральских писателей - сказам Бажова. Закреплять познавательный материал в совместной и самостоятельной деятельности детей. Расширять кругозор детей, продолжая знакомство с родным краем.  Развивать творческое воображение.

 

Предварительная работа: беседы о Родном крае, знакомство с творчеством Бажова,  чтение его «Сказов». Выставка в группе изделий из самоцветов.

 

Роли исполняют: Ведущая, Хозяйка Медной горы– взрослые; Подснежники - дети.

 

Оборудование:  набор инструментов, платок - «ветер», шапочки – подснежники;  газовые платки – «самоцветы», каменья – самоцветы.

 

Оформление: Центральная  стена  оформлена под царство Хозяйки медной горы – задрапированные под «горы»  шторы синих оттенков – выход Хозяйки Медной горы.

 

Ведущая:   Богатствами славятся наши просторы,

Попробуй-ка  их сосчитай.

Уральские реки, Уральские горы

Прекрасен наш сказочный край!

Наверное, все вы видели за нашим озером тянется цепочка Уральских гор. Если на горы посмотреть сверху, то они похожи на длинный пояс, поэтому их издавна называют Каменный пояс. (Обращает внимание на оформление зала – горы) за нами прибыл поезд, садитесь и отправимся поближе к горам. (Дети садятся на стульчики, имитирующие поезд. На фоне астенатного сопровождения детьми, музыкальный руководитель импровизирует разные ритмы.)

 Вот мы и у подножия Ильменских гор. В одной из песен поется

«Ой вы горы, да горы, горы синие,

Горы синие, да Уральские

Как на тех горах высоких каменных

Да стоят – шумят леса дремучие…»

У подножия  гор зеркалами раскинулись озера, разной рыбой богатые. По берегам озер, да в лесах уральских красуются белоствольные березки и сосны вековые.(Дети разбирают инструменты и превращаются в деревья.) Вдруг налетел ветерок, зашумели листвой березки, и заскрипели старые сосны.(Ведущая с платком обегает детей, те, в свою очередь «звучат», покачиваясь, изображая деревья.)

 Смотрите, вот на полянке прямо к солнышку тянутся первые цветы – подснежники.

В грамзаписи звучит «Подснежник» П.И.Чайковского

(Девочки в шапочках подснежников «вырастают»)

 Импровизированный танец «Подснежники»

Ведущая:              Немногие знают, что в горах можно повстречать… Ау!

 (Эхо вторит) Кто знает о чем я говорю?  Эхо точь в точь повторяет. Давайте

поиграем с ним. (Предлагает произнести с различной интонацией:

таинственно, тихо; умоляюще, жалобно; шутливо, заигрывая; сердито.)

С высоты гор открывается чудная картина.  Поэты, проживающие на уральской земле, воспевают ее в своих стихах. Послушаем их.

 Стихи  о родном крае местных поэтов.

Песни, в исполнении взрослых, о родном городе.

«Уральский хоровод» муз. Филиппенко

Ведущая:     Сказывают, будто здесь в горах живет Хозяйка Медной горы. Люди добрые говаривали, что ее горные кладовые полны разных волшебных каменьев. Кому довелось встретить Хозяйку в горах, тот сказывал – одежда на ней такая, что такой  на  свете не найдешь – из шелкового малахиту. Сорт камня такой, зеленый с темными прожилками.  Жаль, что встретить ее невозможно. Не показывается она больше никому на глаза. Может все это сказки. Но я верю в чудеса, ведь без них жизнь скучна и неинтересна. (В зал входит Хозяйка Медной горы. «Застывает» на месте) Да ведь это есть сама Хозяйка Медной горы!

Хозяйка:              Живу я давно на Урале,

Но только не встретилась вам.

 И сказ обо мне написали

Те люди, что тайну узнали,

Известную лишь мастерам.

 Я – горных хребтов царица,

Хозяйка Медной горы!

 Сказывайте, зачем пожаловали?

Ведущая:        Хотим мы узнать, что за волшебные камушки хранятся в твоих горных кладовых? 

Хозяйка:            Интересно, знают дети,

Что такое самоцветы?

На Урале проживая,

Знают дети или нет,

Что волшебным называют

Каждый камень самоцвет.

Ну,что ж, покажувам некоторые камни – самоцветы… (Отходит в сторону и незаметно вкладывает в каждый  кулачок по  газовому  платку: темно -красного и зеленого  цвета. Поворачиваясь к детям, по очереди вытягивает руки вперед)

Кто секрет хранить умеет,

Кто таинственно молчит,

Тот всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек

Темноглазый малахит.  («чудо» - малахит: медленно, но не до конца  расслабляет пальцы одной руки с зеленым платком)

На закат похож гранат(«чудо»)

На восход похож агат(«чудо»)

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят…

Самоцветный камень красный,

Будто ломтик ветчины,

Это главный камень – яшма –  («чудо»)

Сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор –

Красота Уральских гор,

Будто в чаше, в этой яшме

Воды чистые озер.

Тот, кто любит аметист  («чудо»)

Дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,

Носит камешек – сапфир.

На Урале самоцветы,

Самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом

Ты немного тоже знал.

Хотите подержать в руках мои каменья? (Закладывает в кулачки детям разноцветные газовые платки)

Игра «Самоцветы» (на усмотрение педагога)

Хозяйка:               А теперь расцветим уральские горы самоцветами. (Цепляют платки за уголочки на шторы – горы)

(Хозяйка приглашает детей на выставку изделий из самоцветов)

Хозяйка:      Настало время прощаться! Примите мое приглашение в Ильменский заповедник, там мы снова встретимся. Я покажу вам много интересного и незабываемого! 

Танцевально-игровое творчество в младшем дошкольном возрасте (из личного опыта)

Сообщение на городском МО

      Развитие танцевально-игрового творчества происходит  на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно осуществляется во всех видах музыкальной деятельности  и заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа.

Основные задачи танцевально- игрового творчества:

- настраивать на  эмоциональное восприятие музыки, используемой в игровой деятельности;

- учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;

- вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которых они могли бы выполнять под музыку  различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;

- побуждать к первоначальным творческим проявлениям  в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т.д., соответствующие характеру персонажа сказки);

- учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния  (веселый и грустный зайка, хитрая лиса и т.д.

Система работы педагога в этом направлении включает творческие задания по воспроизведению детьми музыкально-игрового образа:

- в пении, в пении с движениями;

- в обучении элементам нотной грамоты и игре на детских музыкальных инструментах;

- в музыкально-ритмических движениях;

- в слушании инструментальной музыки, дидактических и подвижных играх;

- в движении без музыкального сопровождения;

- в драматизации сказок, постановок опер, балетов.

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. В непосредственно образовательной области, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно целенаправленно учить воплощать характер, образы музыки в движениях. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальные произведения, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Важно оснащение: музыкальное сопровождение, разнообразные костюмы и атрибуты, музыкальные инструменты, пространство для развертывания игр и танцев. Повышенное внимание требуется  к отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющая название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогает ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально- игровые персонажи, составить элементы или целостную композицию танца.

Самыми лучшими считаются народные песни, так как они яркие по содержанию и динамике развития образов. Вместе с тем детям предлагают и классическую и современную музыку, чтобы  постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства.

Но один музыкальный материал не сможет решить задачу развития творческих способностей  малышей без грамотной деятельности педагога. Педагог занимает  ведущую роль, направляя и формируя творческую деятельность. Он должен «болеть» творчеством,  тогда  сможет «заразить» им ребенка.

Рассмотрим этапы формирования музыкального творчества и содержание программы музыкально - игрового творчества на каждом их них.

1 этап. Накопление опыта. Необходимо научить образному видению. Музыкальное восприятие помогает острее чувствовать прекрасное в жизни. Способствует зарождению образов в его творчестве. На этом этапе дети создают образ в однотипных движениях отдельных персонажей  (повадки животных и т.д.)

2 этап. Процесс детского творчества, когда возникает замысел. Это происходит успешно, если создана установка на новую деятельность (сочиним песенку, придумаем танец). Наличие замысла побуждает детей к поискам художественных средств его реализации: поиск композиции. Выбор различных движений, слов. Большое значение здесь имеют творческие задания. На этом этапе усложняются задания – передают развитие музыкальных образов в действиях отдельных персонажей.  Передают в игре взаимосвязь нескольких персонажей, находят элементы национальных танцев.

3 этап. Появление новой продукции. Ребенок интересуется ее качеством. Стремиться завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходим анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования творческих способностей. На этом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной  игры или танца.

Успешность детей в творческой деятельности детей зависит от созданных условий.

- Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями. Окружающая среда должна быть динамичной, обладать высокой степенью неопределенности, неожиданности и богатством возможностей.

- Систематическая работа по обогащению и активизации музыкальных навыков и умений. Дети нуждаются в пополнении  музыкального восприятии. Процесс обогащения музыкальных знаний и навыков связан с формированием новых понятий и умениями активно пользоваться накопленным запасом.

- Целенаправленное, увлеченное построение процесса. При этом условии необходимо соблюдать общедидактические принципы: систематичность, последовательность, повторность, гуманный подход к ребенку. Непосредственно образовательная деятельность не должна носить принудительный характер, а протекать на позициях сотрудничества и партнерства.

- Организация разнообразной, богатой развивающей среды. Для проявления творчества необходимо создания благоприятной атмосферы, положительного эмоционального фона.

Младший дошкольный возраст.

Программа определяет задачи  младшего дошкольного возраста:

- способствовать развитию эмоционально - образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки, летают воробушки, порхают бабочки, скачут лошадки и т.д.) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лиса, сердитый волк и т.д.), так как у детей этого возраста великолепно развито воображение.

- развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

Развитие игрового – танцевального творчества  младших дошкольников осуществляется на разнообразном музыкальном  материале, который соответствуют следующим требованиям: небольшие по объему, доступные и  понятные  детям по содержанию,  содержат характерный образ,  либо яркий законченный сюжет. В них содержится много познавательного,  интересного. Значимое  место  отводится фольклору,  который  призван  помочь провести игру интересней. Это заклички («Дождик» обр. Попатенко), колыбельные («Бай – бай» Витлина),  потешки («Коза рогатая» обр. Туманян, «Ладушки» обр. Фрида, «Петушок» обр. Красева, «Две тетери» обр. Агафонникова) , народные песни («Как у наших у ворот» обр. Ломовой, , «Ах, вы сени», «Ах ты, береза», «Я с комариком плясала» обр. Зилоти, «Дуда» обр. Александрова) считалки («Бегал заяц по болоту» Герчик, «Катилось яблоко» Агафонникова), , пляски («Я на горку шла» обр. Разоренова, «Пляска в кругу» обр. Раухвергера) игры, основанные на народной музыке («Ходит Ваня» обр. Метлова, «Курочки и петушок» обр. Фрида, «Васька – кот» обр. Лобачева, «Прятки» обр. Рустамова). Для подвижных игр характерным является подражание, что является  начальным этапом  формирования творческой деятельности.

 

 «Как у наших у ворот» обр. Ломовой

(тема «Насекомые»)

В песне несколько персонажей и чтобы дети быстрее  запомнили всех героев используем  книжку «Чудо-песенки». Песенка начинает звучать одновременно с открытием книжки и заканчивается с ее закрытием.  После этого беседую с детьми («Вам понравилась книжка?»,  «Что понравилось?», «Кого вы увидели?»,  «Что они делали?»,  «А на самом деле насекомые могут веселиться, петь, играть на музыкальных инструментах?").  Уточняю, что песня шутливая, забавная,  неправдишная,  сообщаю цель таких песенок. При повторном слушании нацеливаю детей обратить внимание на каком  муз. инструменте играет комарик.

На следующих занятиях детям  предлагаю узнать песню, название они могут забыть, но своим эмоциональным откликом определят настроение и расскажут о содержании. «Почему вы улыбаетесь и радуетесь?», беседуем  о характере. Показываю иллюстрацию «Насекомые прислали фото нам на память».  Слушают и хлопают в ладоши.

Дети очень любят играть на муз. инструментах ( «Мы тоже будем музыкантами.  Поможем комарику сыграть песню.»). Из предложенных они выбирают те,  которые считают нужными  (барабан, ложки, колокольчики, дудочка). Предлагаю  на вторую часть  позвенеть в колокольчики.

 Каждый образ обговариваем и изображаем. Инсценируем песню в последнюю очередь, персонажи по очереди выходят и выполняют действия.  В процессе работы над произведением у детей должно возникнуть желание инсценировать его, показать в разнообразных движениях персонажи, а в конце поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на гармошке), то инсценировка-импровизация у него не получится выразительной. То есть детей необходимо готовить специально к таким заданиям.  

 

«Хоровод снежинок» Филиппенко

(тема «Зима»)

В своей работе стараюсь продумывать ход так, чтобы задания были неразрозненными, а одно плавно переходило в другое, было увязано чем-то.

- Ребята, сегодня  шел снег. Я поймала на варежку несколько  снежинок   и они запели.  Послушайте о чем они мне рассказали  и  узнаете зачем они прилетают  на землю. Дети слушают песню «Хоровод снежинок « Филиппенко.  Рассказывают как они поняли содержание – зачем опускаются на землю и укутывают деревья? (беседа по содержанию)

На следующем занятии загадываю загадку : «С неба падают зимой и кружатся над землей легкие пушинки, белые …» (показываю снежинки). Рассматривая снежинки обращаю внимание детей на их легкость, изящность, сверкают под луной, блестят, переливаются. Вот так…(играю на трубочке).  Сейчас мы отправимся в «Снежную сказку» уже знакомую детям (исполняю песню, а несколько детей музицируют на трубочках). «Сколько снега за ночь нападало! Обувайте теплые валенки и сапожки, шапки, шубки, варежки и шарфы, пойдем гулять.»  Исполняют знакомый танец «Сапожки», который усложняю – расположение детей  в танце 1 части (врассыпную – на участке; по тропинке – нара за парой; по кругу - вокруг горки). Еще можно придумать как будут соединяться  в пары.)  Замечу, что дети уже знакомы с приемами игры  на трубочках. Только необходимо напомнить о них и показать, сопровождая показ  - легко, слегка задевая, редко касаясь трубочки).  Продолжаю работу над созданием образа снежинок. Рассматривая их, обращаю  внимание на разные формы. Даю образец как можно передать форму с помощью рук.  Дальше дети сами придумывают образ своей снежинки, определяются куда они опустятся (на землю или укутают дерево) и отмечают  начало и окончание песни движением. Воспитатель изображает дерево – стоит на месте, раскинув руки- веточки в стороны  мимикой  лица показывает, что ему холодно (как только «снежинки» укутают «дерево» на лице появляется удовлетворение). Многие дети – «снежинки» ложатся на пол. Сложность в том, что они не совсем чувствуют окончание песни и не успевают плавно, мягко «опуститься на землю». Над этим приходится поработать.

При разучивании танца «Сапожки» предлагала детям походить по мягкому, пушистому снегу, попритаптывать его.  Эмоциональное повествование педагога помогает  детям поверить в то, о чем он говорит . «Пианино будет звучать по – разному: громко и тихо. Подумайте и скажите, что вы станете делать, если музыка будет звучать тихо, мягко, спокойно? А если зазвучит четко, громко, весело?». Дети самостоятельно по динамике определяли смену движений  и  с большой радостью выполнили задание. 

 

«Песенка котят» Тиличеевой

(тема «Домашние животные»)

Рассматривают игрушку кота, который забежал в детский сад погреться. «Холодно на улице. Пусть погостит, погреется, а потом я его покормлю. (кот мяукает) Какой голос у кота? А каким голосом  мяукают маленькие котята?») Беседуем о повадках кота (любит гулять, мыться язычком или лапкой, в темноте хорошо видит и охотится за мышками, долго сидит не шевелясь, резко бросается за добычей, хватает ее, выпустив острые когти. Съев ее, облизывается и спит. Дети действуют по содержанию песенки, где воспитатель – мама кошка.

«Мы- веселые котята, наши спинки полосаты

Все мы носим для красы хвост пушистый и усы.

Вот мы вышли на охоту. В темноте скребется кто-то.

Здесь мышиная нора – ждем добычу до утра!»

Инсценировку песенки  включила в инсценировку «Перчатки». 

 

«Погладь птичку» Ломовой

(тема «Зимующие птицы»)

Когда дети с родителями изготовили кормушки на занятие «прилетела» птичка-бибабо  и звонко зачирикала. «Какая веселая песенка. Она говорит «Спасибо, ребята, вам и вашим родителям за кормушки, которые вы смастерили. На улице холодно. Можно замерзнуть и  умереть с голоду. А вы заботитесь о нас.».  Затем воспитатель играет с детьми. Воспитатель - мама птица учит летать птенчиков («Сегодня  я  буду учить вас летать»).  Проголодавшись, дети присаживаются на корточки вместе  с  воспитателем и, сложив ладошки вместе, «клюют» зернышки и хлебные крошки. Птичка – бибабо напоминает детям, чтобы не забывали насыпать корм в кормушки. Затем можно переходить к игре «Птички и кот». 

 

«Туча и дождик»

(тема «Золотая осень»)

Рассматриваем иллюстрации разной погоды осенью. На фланелеграфе изображение тучи. Обращаю внимание на темный цвет, форму. Предлагаю поиграть в тучу. Дети собираются в круг. Воспитатель-ветер, гонит тучу по залу.  Затем «туча»  грозится – гремит  гром, грохочет (мимика и движения на месте (притопы)).  Идет дождь – дети разбегаются, легко бегают на носочках.

Интересно использовать газовые платки оттенков тучи, можно поупражнять детей в длительном дыхании. Под один платок становятся несколько детей, держа его за уголки, не натягивая его  и продолжительно дуют снизу, изменяя форму тучи. Если платков достаточно для каждого ребенка, поиграйте в  «порывистый , сильный, резкий  ветер», «шаловливый, слабый ветерок». Как вариант с  платком – тучей можно придумать целый  игровой танец (Двигаться с «тучкой» - туча плывет;   встряхивая платком, взявшись за серединку, брызгать дождем – идет дождь; «в конце спрятать «тучку» в кулачок, потому что дождик кончился – вылился из нее.).

Следующий этап – музицирование (последовательность проведения этапов варьируется). Проводится игра «Прятки». Инструменты - за ширмой. Дети владеют  приемами игры на  многих инструментах. Интригующим будет момент новизны – трубочки, звучание которых дети слышат первый раз. «Какой чудесный, звонкий голосок. На что он похож? (на капельки дождя).А вот и сам инструмент!  Маленький, тоненький, длинненький…  Что это? Где прячется звук? Наверное, внутри. У него есть палочка, для чего?» (исследуют предмет на прием звукоизвлечения). Голосок летит, тянется, если трубочка висит, а если задеть ее, то звук прячется. Хитрый инструмент. Из чего сделана трубочка?»

В процессе слушания звучания инструментов дети называют и определяют похож  ли  голос инструмента на гром и капельки дождя. (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, трубочка, болтушка) Сразу же оговариваю, определяю тембр инструмента. Затем вспоминаем последовательность происходящих событий (на небе появляется туча– воспитатель играет на тарелке  щеточкой усиливая звук; гремит гром – частые удары в барабан и в бубен; идет дождь (слабый и сильный) – трубочки.  В этой игре важно взаимодействие между детьми, поэтому лучше проводить весной, когда у детей есть опыт.

 

 Упражнение «Пружинка» Ломовой

- Ребятки,  мои ножки  дружные, послушные. Всегда стоят рядышком. А ваши ножки послушные? А еще у меня в коленках спрятались пружинки. Их не видно, но если  нажать, надавить на коленки  пружинки  выпрямляют ножки. Какие шалунишки.  Надо проверить - у вас есть пружинки в коленках? 

 

Музыкально-ритмические движения «Самолет» Банниковой

(тема «Транспорт»)

Из лавочек и доски  строим самолет. Приглашаем детей совершить полет на нем – слушание песни. Беседуем по содержанию. Или  рассматриваем игрушку. Обращаем особое внимание на стальные крылья, трогаем крылья.

«Мастерим» свои самолеты («Как можно изобразить крылья? Мотор?) .  Оговаривает правила полета – музыка подсказывает, когда заводится мотор,  самолет взлетает,  «совершает  посадку на аэродроме» (обогащается словарь).  Важно объяснить  детям, что задевать крыльями нельзя – авария.