Нестерова Наталья Александровна

Сенсорное развитие детей через познание окружающего мира

Из опыта работы с детьми младшего и среднего возраста

               Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др. ) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 

Наблюдая за детьми в группе, я поняла, что не все дети в силу своего возраста не овладевают выбором по форме (при усвоении простых форм), с большим трудом – по величине. Для многих большую трудность  представляет выбор по цвету.Убедившись в значимости сенсорного воспитания, я большее внимание стала уделять этому вопросу в своей работе.В начале года, когда прошла адаптация, были проверены сенсорные способности детей т. е. определила уровень подготовленности к обучению. Задания детям  давались в игровой форме.Исходя из актуальности проблемы, я поставила перед собой цель.

 

Цель:

Формирование сенсорного опыта детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

 

Для реализации этой цели определила следующие задачи:

Задачи:

1. Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.

2. Учить обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину, устанавливать сходство и различие.

3. Формировать умение называть свойства предметов.

4. Дополнить предметно-развивающую среду.

 

Одной из форм сенсорного воспитания и обучения являются непосредственно образовательная деятельность, которая проводятся небольшими подгруппами по 4-5 человек и конечно в игровой форме. Содержание знаний, полученных детьми на занятиях, определяется программой «От рождения до школы», принятой в нашем детском саду.На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.

 

В процессе развития сенсорных способностей решается задача развития начальных форм сотрудничества детей друг с другом – «Социализация».

Дети озвучивают свои действия, расширяется словарный запас – «Коммуникация». 

На каждом занятии используется художественное слово – «Художественная литература».

Использую  разные виды гимнастик – «Здоровье».

Физкультминутки – «Физическая культура».

Использование знаний о цвете и форме в продуктивных видах деятельности – «Художественное творчество».

 

Интеграция— важнейшая часть системы межпредметных связей. Материал такой деятельности показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимозависимость различных наук.Объединяя в нужной пропорции элементы коммуникации, изодеятельности, физического развития, познания, музыкальной деятельности одной темой можно удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет близкие для себя темы.

 

Поэтому любой вид НОД детей целесообразно подкреплять и дополнять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).Сейчас я на одном из примеров хочу рассказать, как можно проследить процесс интеграции. «Познание» и другие образовательные области – тема «Насекомые».

 

Первым этапом стала непосредственная образовательная деятельность Познание (Формирование целостной картины мира). Предлагаю детям угадать загадку, рассмотреть картинки с насекомым. Второй этап – это опять же непосредственная образовательная деятельность, дети подвигались и  сделали динамическую паузу. Дальше мы закрепили имеющиеся знания о насекомых, выяснили, какое значение они имеет в жизни людей, но особое внимание уделили пальчикам и сделали пальчиковую гимнастику. Третьим этапом стала непосредственная образовательная деятельность – рисование. На готовых шаблонах «Божьих коровках» ставим точки, показала приём рисования пальчиком.

 

Содержание образовательной области «Познание» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как:

1. «Коммуникация». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

2. «Безопасность». Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

3. «Чтение художественной литературы». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

4. «Труд». Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

5. «Физическая культура». Развитие детского творчества.

6. «Музыка». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

(см. конспект ООД «Насекомые»)

 

В группе широко представлена сенсорно развивающая среда, процесс обучения становится более доступным и увлекательным. В ней собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках. Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов я использую следующие нетрадиционные дидактические игры и пособия. Многие пособия были сделаны по методике М. Монтессори, своими руками: «Бусы для мамы»; «Иголки для ёжика из прищепок»; «Сложи картинку»; «Волшебные палочки»; «Волшебный сундучок»; «Забавные шнуровки»; «Напольная сенсорная дорожка».

 

При выборе месторасположения сенсомоторной зоны в группе, я учитывала дидактические принципы удобства расположения и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

 

Сенсомоторная зона используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги:

- повысилась любознательность, пытливость;

- сформировались знания  об определенных сенсорных эталонах;

- дети овладевают рациональными приемами обследования;

- дети активны при взаимодействии со взрослым;

- проявляется желание творить;

- повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

 

К работе по воспитанию сенсорной культуры ребенка я подключила и родителей. Провела для них консультацию с использованием мультимедийной установки по теме: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук», где родители ознакомились с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет, смогли сами поиграть в дидактические игры направленные на развитие мелкой моторики рук. Так же была подготовлена выставка дидактических игр, способствующая сенсорному развитию детей. Для каждой семьи розданы памятки, с кратким содержанием лекции по теме: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития».

 

В результате кропотливой работы, мои дети легко справляются с предложенными мною заданиями, что облегчает мою работу и в непосредственной образовательной деятельности. И, исходя из результатов диагностики, результаты есть, а значит, стимул для работы будет всегда.

 

Изучая теоретическую базу этой темы, я познакомилась с трудами многих педагогов:

1. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;

2. Н.П. Саккулина «Сенсорное воспитание в детском саду»

3. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми 3-4 лет»

4. Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

5. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sistema-raboty-po-sensornomu-razvitiyu-detey

6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/opyt-raboty-po-teme-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-sensornoy-kultury

 

 

 

Литература:

 

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». Книга для воспитателя детского сада, под ред. Л. А. Венгера

2. Е.А.Никитина «Сенсорные уголки для диагностики» - «Обруч» № 2 – 2006.

3. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук»

4. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь»

5. Бардышева Т.Ю. «Пальчиковые игры»