Программа развития ДОУ 2011 - 2015 гг

Введение

Следует особо отметить, что в наше время любое дошкольное образовательное учреждение не может работать, не реагируя на прогрессивные изменения российского общества, изменяющиеся запросы к качеству дошкольного образования. На это указал Президент России Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, который изложил свою позицию по основным направлениям образования: модернизация системы образования, создание проекта будущего - видение того, как может развиваться образовательное учреждение, раскрытие способностей каждого ребенка и максимальная подготовка его к взрослой жизни. Исходя из этого, педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения пришли к выводу о необходимости создания Программы развития, предполагающей в будущем разработку проекта «Единая непрерывная система обучения и развития речи детей с ОВЗ в МДОУ ЦРР - детский сад № 6». При разработке Программы развития мы основывались на том, что оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, изучении современных образовательных рекомендаций. Поэтому основой для написания Программы развития нашего ДОУ стали разработки таких ученых, как B.C. Лазарев, М.М. Поташник, P.M. Гайнутдинов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др..

 

Пояснительная записка

Эффективность развития системы дошкольного учреждения напрямую зависит от стабильности функционирования каждого звена дошкольного учреждения. Однако стабильность - не только бескризисное существование, но и четкое видение своей перспективы в ближайшем будущем, уверенность в избранном курсе на развитие, прочная позиция на рынке образовательных услуг.

На сегодняшний день в нашем МДОУ имеется интересный опыт работы каждого из специалистов, способствующий решению коррекционных задач. Наша перспектива - обобщить этот опыт и подойти комплексно к коррекционному обучению, воспитанию и дополнительному образованию. Это и является инновационной идеей нашего МДОУ, новизна которой - объединение всех участников образовательного процесса для совместной деятельности, так как комплексный подход к образовательной деятельности, сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах вот та среда, где развивается личность ребенка, идет успешное его обучение.

Целенаправленность поиска, его оптимизацию обеспечивает Программа развития нашего детского сада, которая способствует:

-  адаптации учреждения к сложившейся социально - экономической обстановке;

-  повышению социального статуса образовательного учреждения;

-  сохранению рабочих мест и привлечению специалистов для расширения сферы образовательных услуг;

-  изменению содержания образовательной работы с учетом новейших достижений науки и практики;

-  созданию наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и желания родителей.

В конечном итоге, разработанная нами Программа развития ориентирована на решение главной проблемы - повышение качества обучения, развития и воспитания детей с ОВЗ.

Программа развития составлена по технологии B.C. Лазарева, М.М. Поташника и представляет собой нормативную модель совместной деятельности педагогов, определяющую исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Мы считаем, что созданная Программа развития актуальна, реалистична, целостна, контролируемая на всех этапах, рациональна в определении цели и способов их достижения, прогнозируема и выполнима.

 

Аналитический этап

Цель: определение уровня работы дошкольного образовательного учреждения.

 

Паспорт

муниципального дошкольного образовательного учреждения

Центр развития ребенка - детский сад № 6 первой категории

 

Общие сведения о МДОУ

Адрес: 456440, Россия Челябинская область, г. Чебаркуль ул. Крылова д. 16, телефон: (835168) 2-41-10, 2-42-33, электронный адрес: detsad6zentr@mail.ru

Учредитель: администрация Чебаркульского городского округа

Руководитель: Юдина Ирина Геннадьевна

Из истории МДОУ ЦРР - детский сад № 6:

>                       детского сада № 6;

>                        муниципального реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями;

>                       муниципального Центра развития ребенка;

>                       муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка»;

>                       муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад;

>                        муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 комбинированного вида

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 6 функционирует на основе:

Устава, зарегистрированного 1.04.2009 г.;

Лицензии серия А № 319569, зарегистрированной за № 6441 от 28.12.2009 г. Срок действия лицензии 28.12.2015 г

Муниципальное дошкольное образовательное учреждении Центр развития ребенка - детский сад № 6 находится во 2 жилом микрорайоне в кирпичном двухэтажном здании, построенном по типовому проекту в 1979 году. Вблизи Центральная городская больница, детская поликлиника ЧГО, лесопарковая зона, берег озера, недалеко - лесной массив. Рядом расположены: МДОУ детский сад № 5, 42, МОУ СОШ № 1, 10, торговый комплекс АЛИСА. Здание детского сада рассчитано по проекту на 12 групп с численностью 280 детей.

В настоящее время функционирует 11 групп, из них:

группы компенсирующей направленности - 1 группа для детей с нарушениями опорно-­двигательного аппарата; 5 групп для детей с задержкой психического развития; 1 группа для детей с нарушением речи;

группы компенсирующей направленности - 2 группы для ослабленных и часто болеющих детей; 1 группа для детей с аллергопатологией;

1                группа общеразвивающей направленности.

Списочный состав по лицензии  -170 детей; фактический списочный состав - 189 детей; 169 дети с ОВЗ.

 

Режим работы

5-ти дневная рабочая неделя выходные - суббота, воскресенье, праздничные дни.

10             часов группы компенсирующей направленности ;

12 часов группы компенсирующей и общеразвивающей направленности.

 

Уровень созданной развивающей среды

Пространство групп зонировано в соответствии с требованиями коррекционно - развивающих и дополнительных программ. Зонирование способствует развитию индивидуально - личностных способностей детей и их положительного самоощущения, ориентированных на социально-адаптированного ребенка.

Обеспечено динамичное развитие предметно - пространственной среды в соответствии с меняющимися потребностями детей и родителей.

Наличие комфортных условий позволяет педагогам реализовывать задачи:

-  формирование речевой активности (логопедический кабинет, логоуголок в группе);

-  развитие психофизического благополучия детей (кабинеты дефектолога, педагога-психолога, физкультурный зал, спортивные уголки в группах);

-  развитие художественно-эстетических и творческих способностей (музыкальный зал, изостудия);

-  развитие сенсомоторных функций и эмоционально волевой сферы (сенсомоторные уголки в группах, кабинет педагога-психолога).

-  охрана жизни и укрепление физического здоровья (физкультурный зал, ФИЗИО терапевтический кабинет, кабинет массажа, ингаляторий, щадящий режим, диетпитание и т.д.)

-  компьютерный класс.

 

Мониторинг  освоения образовательной программы

Уровень познавательного развития воспитанников:

развитие речи: 2008/09-51%, 2009/10-68%;

математика:2008/09-54%, 2009/10-62%»;

развитие ВПФ:2008/09-35%, 2009/10-43%.

Диагностика по видам деятельности:

ИЗО: 2008/09-1,9%, 2009/10-2,1%;

МУЗО: 2008/09-2,0%, 2009/10-2,3%;

игра: 2008/09-1,9%, 2009/10-2,2%;

труд: 2008/09-2,1%, 2009/10-2,3%;

духовно-нравственное воспитание:

2008/09-1,9%, 2009/10-2,1%.

 

Сведения о сотрудниках

Количество сотрудников по штатному расписанию - 79 фактическое количество - 75 сотрудников.

Предусмотрены в штатном расписании медицинские работники:

врач-психиатр, врач-педиатр, медицинская сестра диетическая, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по физиотерапии

 

Сведения о педагогических кадрах

Общее количество педагогов:

2008/09: воспитатели - 22, специалисты - 10);

2009/10: воспитатели - 22, специалисты - 10.

Образование:

2008/09: высшее - 14; н. высшее - 4; средне-специальное - 4;

2009/10: высшее -14, н. высшее - 4; средне-специальное - 14.

Аттестационные (квалификационные) категории:

2008/09: высшая - 8, первая -11, вторая - 10, без категории - 3;

2009/10: высшая - 8, первая -11, вторая - 10, без категории - 3.

Состав по стажу:

2008/09: 0- 5 лет - 3 человека, 10-15 лет - 6 человек, 15-20 лет – 8 человек, свыше 20 лет - 22 человека;

2009/10: 0-5 лет - 3 человека, 10-15 лет - 6 человек, 15-20 лет – 8 человек, свыше 20 лет - 22 человека.

Отмечены наградами:

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ - 1 человек

«Отличник народного просвещения» - 1 человек

Почетная грамота Министерства образования и науки Челябинской области - 11 человек

Победители областных конкурсов - 3 человека

Почетная грамота администрации ЧТО - 7 человек

Грант администрации ЧТО - 2 человека

 

Творческие контакты

Краеведческий музей, музыкальная школа, дошкольные учреждения города, ПМПК города, Центр детского творчества, детская поликлиника ЧГО,

 

Уровень результативности инновационной деятельности

2007/08: Проект Программы «Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ»;

2008/09: Проекты воспитателей по теме «Сюжетно - ролевая игра» по возрастным группам; «Конкурс на лучшую развивающую музыкально-театрализованную технологию, проект»

2009/10: Проекты узких специалистов по теме: «Инновационный проект по речевому направлению»

Совершенствование словесно-логических мыслительных процессов и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте«»

 

Итоги работы с педагогами

Положительные:

-  стабильность функционирования МДОУ;

-  наличие нормативно - правовой базы;

-  наличие единого перспективного планирования по разделам программ;

- совершенствование МТБ МДОУ;

-  возможность профессионального роста и творческого развития педагогов;

-  использование Интернет - ресурсов.

Отрицательные:

-  недостаточное финансирование;

-  отсутствие единой образовательной коррекционно - развивающей программы для детей с ОВЗ (ЗПР, ОНР, УО), утвержденной Министерством образования РФ, (СанПин);

-  недостаточное вливание молодых, творческих кадров и медицинских работников;

-  родители - потребители предоставляемых воспитательно-образовательных услуг.

 

Программы МДОУ

Основные (коррекционные):

- Т.Б.Филичева, Т.В.Чиркина «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР»;

- С.Г.Шевченко «Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР»;

- Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР».

Дополнительные (парциальные)

- Л.Д.Глазырина «Физическая культура дошкольника»;

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С Комаровой;

- «Детство» В.И. Логиновой,

- «Наш дом - Южный Урал» Е.С. Бабанова, Е.Г. Лопатина.

- Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: программа, конспекты»;

- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста»;

-O.П. Радынова «Музыкальные шедевры»;

 

Состояние учебно-методической базы

Наличие от потребностей:

современная учебно-методическая литературы: 2008/09 - 60%, 2009/10 - 70%; игрушки: 2008/09 - 50%), 2009/10 - 51% (недостаток развивающих, дидактических игр);

музыкальные инструменты: 2008/09 - 40%, 2009/10 - 45% ( недостаточно музыкальных детских инструментов);

ТСО: 2008/09 - 50 %, 2009/10 - 50%  (недостаточно компьютеров в кабинетах, проекционного экрана, телевизора, проекторов, видеокамер, DVD-проигрывателей, цифровых фотоаппаратов).

 

Состояние материально-технической базы

В 2 -х кабинетах дефектолога и логопеда (отсутствие раковин, недостаточно инструментария для работы специалистов);

1 кабинет педагога-психолога (недостаточно сенсорного оборудования, соответствующей мебели);

1 кабинет музыкального руководителя;

1 кабинет для инструктора по физической культуре.

1 кабинет старшего воспитателя (недостаточное количество учебных пособий к программам коррекционного воспитания и обучения);

1 кабинет медицинский (несоответствие мебели, оборудования по СанПин);

1 кабинет заведующей;

1     музыкальный зал;

1 физкультурный зал (замена полового покрытия, недостаток современного оборудования);

11групповых комнат (замена сантехники, половых покрытий, штукатурно-малярные работы);

Физиотерапевтический и медицинский блок (требуется замена аппаратуры).

Анкетирование родителей

С целью выявления представлений родителей о работе ДОУ, степени их удовлетворенности этой работы проведены анкетирования. Анкетирование показало: 82 % родителей считают, что педагоги обеспечивают ребенку всестороннее развитие способностей, качественную подготовку к школе и укрепляют здоровье.

 

Достижения

«Сопровождение педагогов в условиях специализированного МДОУ»;

-  ежегодные проведения семинаров-практикумов в  рамках городских курсов повышения квалификации при УОА ЧГО и областных при ЧИПКРО;

2008/09 - «Экспериментирование как основной метод обучения и воспитания детей с проблемами»,

«Инновационная деятельность в МДОУ»;

2009/10 - «Инновации в практике музыкального руководителя МДОУ», «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения»;

-индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, к каждому родителю, к каждому педагогу (планы индивидуальной работы, еженедельные родительские часы, проведение «Часа специалиста»);

-создан стабильный, грамотный коллектив, оказывающий профессиональную коррекционно-­профилактическую помощь детям;

-добиваемся высоких результатов при подготовке детей к школе (чистая речь - 95 %, снятие заключений специалистов, высокая мотивация к учебной деятельности, большинство детей занимаются по развивающим программам обучения, 12% выпускников занимаются в музыкальной школе, 16 % - в спортивных секциях, 15% - в танцевальных студиях, кружках школ),

-мобильность, гибкость (расширение и совершенствование образовательных услуг в соответствии с современными требованиями).

 

Конкурентные преимущества

-  МДОУ посещают дети со всех микрорайонов города;

- единственный в г. Чебаркуле детский сад для детей с ОВЗ.

 

Комплексный анализ проблем

 

(выявление проблем на основе выполнения задач программы развития 2006 – 2011г.г.)

Задачи

Запланировано

Сделано

Выявленные проблемы

Повышение качества коррекционного образования детей

Модульный подход (система

сопроводительных служб:

управленческая,

коррекционно -

педагогическая,

медицинская,

психологическая)

Создали службу

сопровождения

ребенка

- скоординировали действия всех специалистов МДОУ

Недостаточная профессиональная готовность коллектива МДОУ к реализации программы развития является

центральным препятствием на пути к достижению качества образования детей

Осуществление

коррекционного

процесса с учетом

новых достижений

(инновационных программ, технологий)

Приобретение инновационных образовательных программ, технологий (изучение и апробация)

Изучили и апробировали в новом издании:

-       программу  Нищева Н.В., Шевченко С.Г.

Отсутствие (переиздание) программ, технологий:

-       коррекционных (по логоневрозу, ЗРР, ОНР, УО);

-       художественно-эстетических;

-   оздоровительных.

Коррекция нарушений невозможна без модифицирования и внедрения инновационных, образовательных программ и технологий, учитывающих индивидуальные и психологические особенности детей

Использование мониторинга по направлениям работы педагогов

Поиск и внедрение разнообразных видов мониторинга

Приобрели, апробировали, внедрили материалы по мониторингу областного ЧИПКРО. Несовершенство материалов по мониторингу по направлениям работы с детьми с ОВЗ.

Препятствие на пути решения задач качества коррекционного обучения и воспитания стоит несовершенство системы мониторинга.

Создание условий для коррекционно - развивающей работы с детьми

Создать материально - техническую базу и оснастить педагогический процесс методическими и дидактическими материалами

Частичное оснащение (недостаточно средств ТСО, спец. оборудования, физкультурного оборудования, детских музыкальных инструментов, недостаточное количество методических пособий, дидактических игр).

Недостаточная материально- техническая база, методическое и дидактическое обеспечение учреждения сдерживает эффективное решение задач воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Создание медико - психолого- педагогической службы для ведения экспериментальной деятельности в рамках МДОУ.

Создали медико - психолого - педагогическую службу, но экспериментальная деятельность отсутствовала.

Отсутствие целенаправленной работы по экспериментальной деятельности является существенным препятствием на пути решения задач сохранения' и укрепления здоровья детей.

Тесное сотрудничество с семьями воспитанников с целью полноценного личностного развития ребенка

Применять такие формы работы как: дни открытых дверей, проведение совместных мероприятий, отчеты кружков, работу родительских комитетов, СМИ, газета

Использовали запланированные формы работы с семьей, но они были недостаточно эффективны.

Полноценному личностному развитию ребенка противодействует недостаточное использование новых форм работы с родителями.

Обеспечение всех детей социума коррекционной помощью

Выявление детей в социуме ЧТО

Установили, что детей нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения не выявлено

 

Концепция «будущего»

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

Центр развития ребенка - детский сад № 6

В связи с переходом деятельности дошкольного учреждения на инновационный режим развития, объективной необходимостью стала модернизация образовательного процесса в ДОУ. В Концепции дошкольного воспитания РФ, программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а так же в коррекционных программах подчеркивается, что реальной целью образования дошкольников является развитие индивидуальной личности каждого воспитанника.

Базовые ценности дошкольного образовательного учреждения:

-  ребенок как уникальная развивающаяся личность, его здоровье, интересы, потребности;

-  педагог как личность, носитель образования. Уважение и доверие к нему, предоставление возможности проявлять инициативу, самостоятельность;

-  забота о его социальном благополучии;

-  командная работа, как основа достижения успеха;

-  качество, как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству;

-  культура организации, как культура жизнедеятельности ДОУ, культура взаимоотношений с родителями воспитанников и социально - педагогической средой, культура деловых и личных отношений;

-  семья, как основная среда личностного развития ребенка; ориентация на ее образовательные потребности и

запросы, содружество с ней.

Приоритетным направлением муниципального дошкольного образовательного учреждения ЦРР - детский сад № 6 является коррекция развития воспитанников с ОВЗ, что определяет его миссию: охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение индивидуального развития на уровне федеральных государственных требований и превышение их в плане коррекционного развития.

Причины, диктующие целесообразность выбора данной миссии:

-  в системе образования города Чебаркуль отсутствуют учреждения данного вида (компенсирующего вида с приоритетным осуществлением коррекции имеющихся отклонений в развитии детей). Проблемы коррекционного развития ребенка отражают интересы родительской общественности. Таким образом, система работы нашего учреждения обеспечивает удовлетворение потребностей населения в таком виде образовательных услуг;

-  запросы родителей воспитанников МДОУ (проведенные анкетирования показали, что большинство из них хотят видеть ребенка развитым, умеющим читать, обучающимся в классах по развивающим программам, т.е. отдают предпочтение индивидуальному развитию детей на фоне сохранения и укрепления здоровья).

 

Тема Программы развития нашего учреждения: «Комплексный подход к повышению качества коррекционного обучения, воспитания и дополнительного образования»

Цель: создание условий для повышения качества коррекционного обучения, воспитания и дополнительного образования, которые обеспечивают развитие ребенка, формирование индивидуальной личности до уровня, соответствующего его возрастным возможностям, требованиям социального заказа государства и семьи. Сформулированная цель конкретизируется нами в портрете

 ребенка - выпускника:

-  физически и психологически подготовленный, со сформированной потребностью в здоровом образе жизни,

-  ребенок - духовно-развитая личность (приобщенный к духовно-нравственным традициям и духовной культуре своего народа;

-  социально-личностно развитый (со сформированными трудовыми навыками);

-  с комплексным развитием всех сторон устной речи (произносительной, грамматической, лексической, связной),

-  ребенок - интеллектуально-познавательная личность со сформированными предпосылками культуры чтения и письма, обучающийся по развивающим программам (любознательный, способный выполнять логические операции, проявляющий инициативу, способный связано выражать свои мысли),

-  с развитой индивидуальностью (эмоционально отзывчивый, с изобразительными, музыкальными, художественно - речевыми способностями).

педагога:

-имеющий высшее специальное образование (дошкольное педагогическое, дефектологическое, физическое, музыкальное),

-  наличие категории (высшая, первая),

-  участвующий в экспериментальной, творческой, инновационной, конкурсной деятельности,

-  увлеченный профессией с познавательной и педагогической направленностью,

-  коммуникабельный, требовательный к себе и окружающим, высоконравственный;

родителя(основной заказчик образовательных услуг):

-  родитель - партнер (полноправный участник образовательного процесса).

Отличительными свойствами нового образовательного процесса являются:

-  интегративная общность педагогов, родителей и детей;

-  комплексная система образовательной работы по коррекции отклонений в развитии детей с учетом его индивидуальных физиологических и психологических особенностей.

Ребенок в нашей системе рассматривается одновременно и объектом и активным субъектом образовательного процесса, целью и результатом деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребенок будет испытывать удовольствие ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищенным и уверенным.

Основным средством развития индивидуальной личности каждого воспитанника является специально созданная предметно - развивающая среда, которая направлена на развитие всех видов детской деятельности:

-  духовно-нравственной;

-  трудовой;

-  художественно-речевой;

-  игровой;

-  художественно-эстетической;

-  экспериментальной.

Исходя из необходимости их обеспечения, была выбрана тема Программы развития МДОУ ЦРР детский сад № 6, над решением которой МДОУ будет работать ближайшие 2011-2015 г.г.

Для реализации данной темы администрации детского сада и педагогическому коллективу необходимо решить следующие задачи:

-  развивать личность ребенка дошкольного возраста;

-  изучать и адаптировать инновационные программы, технологии, проекты по развитию детей с ОВЗ;

-  создавать благоприятные условия для естественного эффективного развития и саморазвития ребенка, его личностного роста;

-  создавать условия для профессионального роста педагогов, экспериментальной деятельности по созданию в МДОУ здоровьесберегающего образовательного пространства;

-  обеспечивать тесное сотрудничество семьи и МДОУ;

-  решать вопросы финансирования и материально - технического обеспечения, устойчивого функционирования Программы развития.

Результатом выполнения данных задач станет создание проекта «Комплексный подход к повышению качества коррекционного обучения и воспитания и дополнительного образования» как инновационной идеей.

 

Реализация инновационной идеи будет осуществлена при условиях:

1.   Повышения профессионального уровня педагога за счет создания копилки инновационных проектов, технологий по коррекции психо-речевых нарушений.

2.   Поиска и приобретения (по возможности) диагностического материала по разделам коррекционно - развивающих программ для детей с ОВЗ.

3.   Создания достаточных материально - технических и финансовых условий для развития и содержания непрерывной образовательной системы.

4.   Разработки схемы перспективного развития системы работы в МДОУ ЦРР детский сад №6 (прилагается).

Таким образом, наша инновационная идея способствует решению основной цели Программы развития - повышение качества коррекционного обучения, воспитания и дополнительного образования (дополнительные образовательные услуги - кружки по профилактики и коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ).

 

Прогностический этап.

Цель: определение модели «будущего» дошкольного учреждения

 

Паспорт

Программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 6

на 2011-2015 г.г.

Наименование программы

Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 6на 2011-2015 г.г.

Основание для разработки программы

Закон РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании».

«Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 года № Пр-271,

Послание Президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010.

Концепция содержания непрерывного образования от17.06.2003 года Мин. образования России.

Лазарев B.C., Поташник М.М. «Как разработать программу развития школы», - Метод, пособие для руководителей образовательных учреждений. М., - 1993.

Гайнутдинов P.M., кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и экономики ИРО «Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ», Москва-2011г.

Заказчик программы

муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад № 6

Основные разработчики программы

Юдина И.Г. - заведующий высшей квалификационной категории, руководитель проектного совета

Представители дошкольного образовательного учреждения:

С.В. Черногорова - старший воспитатель высшей квалификационной категории, руководитель группы.

Л.В.Пилипенко - врач-педиатр.

Е.Г. Савинова - зам. заведующего по АХР.

Е.К. Гусарова - учитель - логопед первой квалификационной категории, председатель профкома

И.А. Корепанова – учитель-дефектолог, председатель Совета МДОУ

Родительская общественность:

Р.Н. Смолявский - председатель родительского комитета

Исполнители программы

Коллектив учреждения

Цель программы

Повышение качества коррекционного обучения, воспитания и дополнительного образования.

Основные задачи программы

1. обеспечение разностороннего развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей до уровня, соответствующего его возрастным возможностям;

2. предоставление условий для повышения квалификации педагогических работников;

3. модифицирование и внедрение инновационных программ и технологий по коррекции познавательно-речевых нарушений;

4. совершенствование системы мониторинга качества коррекционного обучения и воспитания;

5. укрепление материально-технической базы, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса;

6. создание в МДОУ здоровьесберегающего образовательного пространства;

7. организация консультативно-методического сопровождения родителей педагогами МДОУ; организация дополнительных образовательных услуг с целью профилактики познавательно-речевых нарушений.

8. организация дополнительных образовательных услуг с целью профилактики познавательно-речевых нарушений.

Целевые индикаторы

1.1. Создание технологий, проектов, обеспечивающих развитие коррекционно-развивающей работы (не менее 1-го в 2 года);

1.2. Увеличение % воспитанников, со снятыми диагнозами, готовых к обучению по развивающим программам;

2.1. Увеличение доли педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории;

2.2. распространение передового педагогического опыта МДОУ на муниципальном, областном и российском уровнях не реже 1 раза в г од (в том числе с использованием Интернет-ресурсов);

2.3. развитие инструмента вознаграждения педагогических кадров (увеличение поощрений не менее, чем на 5 %);)

3.1. адаптирование инновационных программ к условиям работы с детьми с ОВЗ (не менее 1в  год);

4.1. увеличение количества видов применяемых материалом но мониторингу качества коррекционного воспитания и обучения (не менее одного вида в год);

5.1. оснащение кабинетов, групп средствами ТСО, методическими и дидактическими пособиями;

6.1. увеличение количества здоровьесберегающих технологий;

7.1.организация новых форм работы с родителями (создание семейных клубов и педагогических гостиных во всех возрастных группах);

8.1.организация дополнительных образовательных услуг (кружки).

Сроки,

планирование

деятельности по

реализации этапов Программы развития

2011 -2015 годы

I этап 2011-2012 годы - подготовительный: диагностический;

II этап 2012-2013 годы - организационный: осуществление мероприятий;

III этап 2013-1015 годы - заключительный: завершение реализации мероприятий, анализ, обобщение и оценка эффективности реализации Программы развития

 

Перечень основных мероприятий

для педагогов:

- создание возможностей выхода педагогов в Интернет для поиска и применения современных информационных и коммуникационных технологий;

- поиск, изучение и внедрение инновационных программ по коррекции познавательно-речевых нарушений (методическая литература, Интернет ресурсы);

- проведение семинаров - практикумов по проектированию и разработке технологий, проектов;

- проведение педагогических часов:

- по знакомству с методикой оценки уровня квалификации педагогических работников первой и высшей категории (под ред. В.Д.Шадриковой, И.В,Кузнецовой);

- по обсуждению и апробации методики в условиях реальной аттестации педагогических работников;

- проведение тематических педсоветов (не менее 2-х в год);

- конкурсное движение (не менее 1-го ежегодно);

- обучение компьютерной грамотности (при ММЦ МСОШ № 7);

- использование современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- индивидуальные консультации,

- «час логопеда», «час воспитателя», «час специалиста»;

- участие в работе ГМО;

- участие в городских, областных, российских мероприятиях (гранты, конкурсы, семинары- практикумы, не реже 1 раза в год);

- связь с телекоммуникационными службами, печатными издательствами;

- создание методической копилки по мониторингу качества коррекционного обучения и воспитания;

- приобретение методической литературы, современного оборудования (ТСО, тренажеры музыкальные диски);

- стимулирование за инновационную деятельность не менее 5%;

для детей:

- организация дополнительных образовательных услуг (кружков, студий) по развитию высших психических функций/ творческих способностей, подготовке к школе;

- сотрудничество со школой;

- работа по индивидуальным программам развития ребенка;

- организация службы медицинского сопровождения (терапевт, психоневролог, ЛОР, массажист и т.д.);

- приобретение оборудования для комнаты психологической разгрузки;

- наполнить участки детского сада, спортивную площадку физкультурными комплексами, игровым оборудованием

для родителей:

- создание на базе каждой возрастной группы семейных клубов или педагогических гостиных: «Островок безопасности», «Посмотри на мир внимательно», «Мамочкина школа», «Научите меня говорить правильно»;

- создать библиотеку современной литературы по психическому оздоровлению детей.

Исполнители основных мероприятий

Администрация и педагоги МДОУ ЦРР детский сад № 6

Объемы и источники финансирования Программы развития

Общий объем финансирования Программы развития составляет 150000 рублей за счет местного бюджета (средств Учредителя) и внебюджетных средств.

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

Контролирующая деятельность представляется нами в виде двух компонентов:

административного контроля(оперативный, промежуточный, итоговый) – администрация МДОУ, ведущий специалист по дошкольному воспитанию УО администрации ЧГО, методист по дошкольному воспитанию УО администрации ЧГО;

самоконтроля(диагностика, тестирование, срезы знаний) - педагоги, старший воспитатель МДОУ.

Результаты обсуждаются на педсоветах, совещаниях при заведующем, в индивидуальных беседах.

Механизм оценки эффективности реализации Программы развития

1. Выбираются объекты, подлежащие контролю (при их определении главным ориентиром будут основные задачи Программы).

2. Указываются показатели оценивания их состояния.

3. Устанавливаются ориентировочные значения показателей, после сопоставления их с определенными нормами:

- социальная соотносительная норма (сравнение с Госстандартом, другими нормативными документами федерального, республиканского, городского уровней);

- индивидуальная соотносительная норма (сравнение сегодняшних и прежних результатов МДОУ);

- целевая соотносительная норма (сопоставление результатов с поставленными задачами).

Ожидаемые результаты реализации Программы развития

I и II этапы развития МДОУ ЦРР - детский сад № 6.

Предполагаемые результаты:

ожидается, что будут:

- созданы речевые проекты, технологии, инновационные программы (по познавательно-

речевым диагнозам: ТНР, ОНР, ЗПР, логоневроз - 4шт.);

- увеличена на 4 % доля воспитанников со снятым диагнозом;

- повышение квалификации пед. работников (увеличение количества педагогов с первой и высшей категориями, курсовая переподготовка);

- внедрены системы мониторинга по оценке качества коррекционного обучения и воспитания;

- укреплена материально- техническая база по методическому и дидактическому обеспечению воспитательно-образовательного процесса на 15%;

- открытие дополнительных образовательных услуг в соответствии со способностями.

- открытие педагогических гостиных и семейных клуба в каждой возрастной группе.

- внедрены здоровьесберегающие технологии (для развития арт. аппарата, для укрепления мелкой моторики рук и др.).

III этап Программы развития МДОУ ЦРР - детский сад № 6.

Предполагаемые результаты.

Ожидается:

- создание проекта «Комплексный подход к повышению качества коррекционного обучения, воспитания и дополнительного образования».

Заключение

В конечном итоге произойдет превращение воспитательно-образовательного пространства МДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности каждого ребенка (в частности, для развития речи детей) и перевод МДОУ в состояние развития и совершенствование образовательной деятельности

Исполнение целевых индикаторов

№ пп

Целевые индикаторы

2010

2011

2012

2013

2014

1.

Создание технологий, проектов, обеспечивающих развитие коррекционно-развивающей работы

2

1

1

1

1

2.

Увеличение % воспитанников, со снятыми диагнозами,

готовых к обучению по развивающим программам

90%

92%

94%

96%

98%

3.

Увеличение доли пед. работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории

83%

84%

87%

90%

95%

4.

Распространение передового педагогического опыта ДОУ на муниципальном, республиканском и российском уровнях не реже 1 раза в год, в том числе с использованием Интернет- ресурсов

1

1

1

1

1

5.

Развитие инструмента вознаграждения педагогических кадров (увеличение поощрений не менее чем на 5 %)

5%

6%

7%

8%

10%

6.

Адаптирование инновационных программ к условиям работы с детьми с ОВЗ (не менее 1-ой в год)

-

1

1

1

1

7.

Увеличение количества видов, применяемых материалов по мониторингу качества коррекционного воспитания и обучения (не менее одного вида в год)

1

1

1

1

1

8.

Оснащение кабинетов, групп средствами ТСО, методическими и дидактическими пособиями

50%

57%

65%

69%

78%

9.

Увеличение количества здоровеьесберегающих технологий

10

1

1

1

1

10.

Организация новых форм работы с родителями (создание семейных клубов и педагогических гостиных)

2

1

1

1

2

11.

Организация дополнительных образовательных услуг для более успешного решения коррекционных задач (кружки).

5

1

1

1

1

Ресурсное обеспечение Программы развития МДОУ ЦРР – детский сад № 6

Организационные условия:

- пересмотреть расписание занятий с целью выявления дополнительного резервного времени для индивидуальной работы с детьми по направления дошкольного образовательного учреждения.

Кадровые условия:

- обеспечить научное консультирование и курирование по вновь внедряемым коррекционно-образовательным программам и по работе с детьми с ОВЗ.

Научно-методические условия:

- провести консультации, деловые игры, семинары, маркетинговые исследования с педагогами, родителями согласно этапам реализации Программы развития МДОУ ЦРР детский сад № 6;

- оснастить группы дополнительным программно-методическим материалом;

- разработать рекомендации по созданию проекта «Единая непрерывная система обучения и развития детей с ОВЗ с МДОУ ЦРР детский сад № 6.

Материально-технические условия.

Обеспечение инновационного характера дошкольного образования:

- пополнить техническую базу (компьютер для работы с детьми, видеокамеру, музыкальные инструменты для занятий с детьми, DVD - плеер, телевизор);

- пополнить материальную базу (оборудование для сенсорной комнаты, водяные светильники, мольберты-столы по изодеятельности, сухой бассейн в спортивный зал).

Учебно-методические условия.

Организация образовательных услуг и оценка их качества:

-.пополнить методическую базу (инновационные программы коррекционного развивающего обучения, пособия к программам, оборудование);

- приобрести театральные средства (костюмы народных сказок, декорации леса, луга и др., магнитофон);

- приобрести танцевальные, спортивные костюмы, магнитофон, «шапочки» животного и растительного мира.

Финансовые условия:

- расчет потребности в ресурсном обеспечении основан на оценке объемов средств, необходимых для реализации каждого мероприятия в рамках решаемых Программой задач.

Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы развития, составляет:

Всего:

150 000 рублей

в том числе за счет:

 

местного бюджета (средств Учредителя)

100 000 рублей

внебюджетных средств

50 000 рублей

Финансирование Программы развития МДОУ ЦРР – детский сад № 6 осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете администрации МДОУ ЦРР – детский сад № 6.

 

 

Распределение денежных средств на реализацию задач, поставленных в Программе развития МДОУ ЦРР – детский сад № 6.

Задача

Сумма

Обеспечение инновационного характера дошкольного образования:

Пополнение технической базы (компьютер для работы с детьми, видеокамера, музыкальные инструменты для занятий с детьми, DVD-плеер, телевизор)

60 000 рублей

Пополнение материальной базы (оборудование для сенсорной комнаты, водяные светильники, мольберты-столы для изодеятельности, сухой бассейн в спортивный зал)

50 000 рублей

Организация образовательных услуг и оценка их качества

Пополнение методической базы (инновационные программы коррекционно-развивающего обучения, пособия к программам, оборудование)

20 000 рублей

Приобретение изобразительных средств (бумага цветная пластилин цветной, разновидности глины, наборы для оригами)

5 000 рублей

Приобретение театральных средств (костюмы народных сказок, декорации леса, луга и др., магнитофон для кружка «Буратинка»)

5 000 рублей

Приобретение танцевальных, спортивных костюмов, магнитофона, «шапочек» животного и растительного мира (для кружков)

10 000 рублей

- Организовать спонсорскую помощь.

Мотивационные условия:

- использовать надтарифный фонд;

- обеспечить благоприятные условия для повышения квалификационных категорий.

Нормативно-правовые условия основываются на:

- законе РФ «Об образовании»;

- Конвенции о правах ребенка;

- коррекционно-развивающих программах для детей с ОВЗ (Филичева Т.Б., Чиркина Т.В., Шевченко С.Г., Нищева Н.В.).

 

III этап - планирования деятельности

Цель: разработка мероприятий по реализации Программы развития

 

Реализация Программы развития МДОУ ЦРР детский сад № 6

 

на 2011-2015 г.г.

Этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I этап - диагностический 2011-2012 г.

1.Проанализировать эффективность работы МДОУ №6, определить направления, цели, задачи режима жизнедеятельности на ближайший период

Разработка Программы развития МДОУ, схемы перспективного развития системы работы в МДОУ и ознакомление педагогического коллектива с этапами реализации Программы развития.

Январь –

февраль

2011 г.

Заведующая

Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня удовлетворенности родителей работой МДОУ , основных ценностей семей, их образовательного уровня, социального и материального положения.

Октябрь –

ноябрь

2011 г.

Старший воспитатель,

воспитатели групп

Исследование «климата» в педагогическом и детском коллективах для определения уровня психологической комфортности в них.

Ноябрь –

декабрь

2011 г.

Старший воспитатель,

педагог-психолог

Изучение и анализ материально- технической базы, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса МДОУ для выявления уровня материально-технического оснащения детского сада, для определения уровня обеспеченности образовательного процесса.

Декабрь

2011 г. –

январь

2012 г.

Заведующая,

завхоз,

старший воспитатель,

воспитатели групп,

специалисты

Изучение и определение уровня речевой предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе, кабинетах, а также уровня комфортности пребывания детей в учреждении.

Февраль

2012 г.

Старший воспитатель

Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степени удовлетворенности педагогической деятельностью через самоанализ педагогов и руководителя.

Февраль

2012 г.

Старший воспитатель

Проведение деловой игры с участием родителей и всего коллектива МДОУ для выявления представлений, мнений и желаний об учреждении «будущего».

Май

2012 г.

Заведующая

2. Определить динамику развития детей

Проведение диагностики уровня речевого, трудового, духовно­нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического развития детей для оценки результативности образовательного процесса

Сентябрь

2011 г. –

2014 г.

Старший воспитатель,

воспитатели групп,

специалисты

Анализ результатов обследования диагностики развития детей для их обсуждения на педагогическом совете, принятие соответствующих решений и определение дальнейших задач на год.

Сентябрь

2011 г.

Заведующая,

старший воспитатель

Проведение маркетинговых исследований среди родителей, педагогов, детей по изучению спроса на образовательные услуги для определения задач работы на год.

Сентябрь

2011 г. –

2014 г.

Старший воспитатель,

воспитатели групп

3. Осмыслить полученные результаты и подтвердить необходимость создания непрерывной системы образования детей

Проведение совещания при заведующей для педагогов с целью определения проблем, целей, принципов и содержания деятельности для формирования концептуальных путей развития МДОУ №6.

Сентябрь

2011 г.

Заведующая

Выступления на родительских групповых собраниях для разъяснения идей, ожидаемых результатов и внесение корректив.

Октябрь

2011 г. –

2014 г.

Заведующая

II этап – организационный 2012-2013г.

1. Повысить профессиональны й уровень педагогов для разработки и внедрения непрерывной системы деятельности детей дошкольного возраста

Проведение инвентаризации учебно­-методического оснащения в МДОУ в соответствии с образовательной программой.

Октябрь 2011 г. - 2014 г.

Старший воспитатель,

воспитатели групп,

специалисты

Проведение анкетирования педагогов для выявления затруднений в работе, изучение мотивов и потребностей деятельности.

Октябрь

2011 г. –

2014 г.

Старший воспитатель

Направление педагогов на курсы повышения квалификации, компьютерные курсы.

Согласно плана

В течение

года

Старший воспитатель

Организация консультативно­методического сопровождения педагогов для повышения профессионального уровня

1 раз в

квартал

Заведующая,

старший воспитатель

Изучение профессионального мастерства педагогов: целевое посещение занятий, «Дни открытых дверей», анализ планирования, самоанализ педагогов, анкетирование педагогов и родителей, обобщение опыта для выявления уровня педагогического мастерства и формирование заявок на курсы повышения квалификации.

В течение

года

Заведующая,

старший воспитатель

2.Разработать, обосновать, скорректировать и апробировать непрерывную систему деятельности детей дошкольного возраста

Определение структуры и разработка проекта непрерывной системы деятельности детей в МДОУ № 6 при соблюдении преемственности возрастных групп

Февраль

2013 г.

Старший воспитатель,

специалисты

Утверждение и реализация проекта «Комплексный подход к повышению качества коррекционного обучения, воспитания и дополнительного образования».

Март

2013 г.

Заведующая,

педагоги МДОУ

З.Совершенствовать уровень

диагностирования детей для определения динамики развития

Проведение диагностики уровня развития каждого ребенка (уровни, развития познавательных способностей, уровень речевого развития, психических процессов, уровень творческих способностей и различных видах деятельности, уровень физических качеств и способностей, уровень развития трудовых навыков, уровень развития духовных навыков) для получения исходных результатов реализации Программы развития МДОУ № 6. Ознакомление педагогов с особенностями развития детей и совершенствование методик диагностирования.

В течение

года

2011 г. –

2014 г.

Педагоги МДОУ

Проведение обследований, выявляющих уровень подготовки ребенка к школе для определения динамики развития детей подготовительных групп. Выявление уровня мотивации к школьному обучению.

Апрель

2011 г. –

2014 г.

 

Углубленное обследование состояния психического и физического развития детей педагогом и выработки рекомендаций и экспертных заключений о влиянии непрерывной системы деятельности на состояние здоровья детей.

Отслеживание динамики психофизического здоровья детей.

2 раза

в год

2012 г. –

2013 г.

Педагог-психолог,

инструктор

по ФИЗО

Анализ деятельности детей и МДОУ, анализ системы обучения речи в МДОУ для уточнения концептуальных подходов к её развитию.

Сентябрь

201З г.

Педагоги МДОУ

4. Создать материально - технические и финансовые условия для выполнения Программы развития

Анализ соответствия материальной базы МДОУ планам и программам, скорректированным, используемым в МДОУ для создания условий, необходимых для реализации Программы развития.

2 раза в

год

2012 г. –

2015 г.

Заведующая,

завхоз

Разработка механизмов морального и материального стимулирования для постоянного профессионального роста каждого педагога

2 раза

в год

2012 г. –

2015 г.

Заведующая

Финансовое обеспечение материального стимулирования педагогов. Его использование для дальнейшего повышения профессионализма педагогов

По мере

необходи

мости

Заведующая

III этап – заключительный 2013-2014

1.Проанализировать соответствие фактических и прогнозируемых результатов

Создание проекта «Комплексный подход к повышению качества коррекционного обучения, воспитания и дополнительного образования»

Январь

2014

Старший воспитатель

Изучение мнения педагогов, родителей о сущностях и результатах реализации Программы развития.

Февраль

2014

Заведующая,

педагоги

МДОУ

Литература:

1.   Маркова Л.C. Программа дошкольного образовательного учреждения: Практическое пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 80с.

2.   Майер А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация, ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.

3.   Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128ч - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4.   Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методические пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.АРКТИ, 2006. -96 с.

5.   Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические рекомендации: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.

6.   Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президент Российской Федерации Д. Медведев, 04.02.2010 г.-Пр-271

7.   Гайнутдинов P.M., кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и экономики ИРО, Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ. Москва- 2011г.

8.   Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы, - Метод, пособие для руководителей образовательных учреждений. М., - 1993.

9.   Послание Президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному Собранию РФ от ЗОЛ 1.2010.